17 сентября 1939 г. началось вторжение СССР в Польшу.
В результате «Восточные кресы» Второй Речи Посполитой были включены в состав Белорусской и Украинской ССР, а Виленский край передан Литве.
Мы привыкли воспринимать три балтийских государства в качестве имманентных противников СССР и его правопреемника РФ. На самом деле так было не всегда или, по крайней мере, не со всеми из них.
Литовское национальное движение, зародившееся во второй половине XIX в., видело своими противниками как царскую администрацию, так и польских националистов, которые претендовали на те же земли, что и литовцы. Если литовские националисты мечтали о построении собственного национального государства, то часть польских националистов стремились к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 г.
Существовала небольшая группа «крайовцев» – интеллектуалов, кто сочетал двойную польско-литовскую идентичность. Они призывали к политическому обособлению Великого княжества Литовского, но считали, что оно должно быть многонациональным государством всех этносов, кто проживал на его территории. Однако «крайовские» идеи оказались не так популярны, как литовский национальный и польский имперский проекты.
Вопрос, кто ты – литовец или поляк? – разделял целые семьи. Станислав Нарутович, родившийся в дворянской семье в Ковенской губернии, был одним из 20 подписантов Декларации независимости Литвы в феврале 1918 г. А его родной брат – Габриэль Нарутович, в 1922 г. стал первым президентом Польши.
Когда в апреле 1919 г. поляки отбили у большевиков Вильно, литовцы потребовали передать им их «историческую столицу». В ответ поляки в августе и в сентябре подготовили две попытки государственного переворота в Каунасе – тогдашней столице Литвы – чтобы свергнуть националистическое литовское правительство и заменить его собственными марионетками, которые бы подписали договор о польско-литовской федерации. Обе попытки были раскрыты и предотвращены.
В июле 1920 г. литовское правительство заключило мирный договор с большевиками, которые признали не только независимость Литвы, но и её права на Виленский край. В обмен литовцы согласились пропустить советские войска через свою территорию, чтобы тем было удобнее бить поляков. В августе большевики передали отбитый Вильнюс литовцам.
Впрочем, Литва не смогла его удержать. Поляки отбросили большевиков, и в октябре Вильно был захвачен неизвестными людьми в польской униформе, которые провозгласили независимую республику Срединной Литвы. В 1922 г. здесь прошли выборы, после чего Сейм обратился к Польше с просьбой о присоединении, которая была удовлетворена.
Литва так и не смирилась с потерей Вильнюса. Он считался официальной столицей страны, тогда как Каунас числился всего лишь «временной столицей». Дипломатических отношений с Польшей не было до марта 1938 г., когда поляки под угрозой применения силы всё же заставили Литву обменяться послами.
Общий польский враг объединил «буржуазную» Литву и Советский Союз. СССР единственный признавал Вильнюс столицей Литвы. В 1926 г. Литва стала первой страной, с которой Советский Союз подписал пакт о ненападении. Оба государства обменивались разведывательной информацией, а в Каунасе легально действовало Общество по изучению культуры народов СССР. И это при том, что в Литве с 1926 г. существовал правый авторитарный режим Антанаса Сметоны, Компартия была запрещена, а четверо её лидеров расстреляны.
В октябре 1939 г. СССР подписал очередной договор с Литвой о передаче ей части Виленского края вместе с Вильнюсом в обмен на право разместить на литовской территории военные базы. Численность советских войск, дислоцированных на этих базах, примерно равнялась численности всей литовской армии. Летом 1940 г. это стало главным фактором, почему литовское правительство было вынуждено принять советский ультиматум о формировании нового просоветского кабинета и вводе дополнительных войск.
Лишь после этого СССР заменил Польшу в статусе «главного врага» для литовских националистов, хотя польско-литовская война на оккупированных немцами территориях фактически продолжалась с 1941 по 1944 гг.
Подписывайтесь на Стальной шлем