Найти тему
Андрей Ковалев

Получили два сигнала "SOS" за один рейс. Что делала французская яхта в российском порту?

-2

В Питерских СМИ прошла информация об одиноком французском яхтсмене, который пришел этим летом в Санкт-Петербург на собственной яхте из порта Ла-Рошель (Франция). Он очень любит наш город, и первый раз был здесь семь лет назад в качестве обычного туриста. Год назад Мишель приобрел небольшую яхту, научился управлять ею и пришел через всю Европу в любимый город!

Эта незатейливая, но трогательная история о любви обычных людей к нашему городу и его жителям напомнила мне еще один визит французских яхтсменов тоже из порта Ла-Рошель в наш город, тогда еще Ленинград, ровно 42!!! года назад.

Это было лето 1981 года. В акваторию Ленинградского морского торгового порта вошла яхта с тремя членами экипажа под французским флагом, а на борту у нее было написано латинскими буквами доброе русское слово: СПАСИБО.

Более того, эту яхту ждали в ленинградском порту с нетерпением, особенно члены экипажа теплохода «Черняховск», Балтийского морского пароходства.

Теплоход "Черняховск" у причала второго грузового района в морском торговом порту Ленинград.
Теплоход "Черняховск" у причала второго грузового района в морском торговом порту Ленинград.

А начинался этот романтичный и дружественный визит со свирепого шторма, в который попала французская яхта «Юбу» с тремя яхтсменами.

Покинув уютный порт Ля-Рошель, яхта уже находилась в Атлантическом океане, в ближайшие дни моряки надеялись увидеть Канарские острова. Осенний шторм налетел неожиданно, и корпус яхты не выдержал сильных ударов волн.

Яхта в штормовом море. Из открытых источников.
Яхта в штормовом море. Из открытых источников.

Швы стали расходиться и яхты быстро стала набирать воду. Когда яхтсмены поняли, что яхту уже не спасти, они прекратили тщетные попытки откачки воды и стали срочно готовить спасательный плот. На свое счастье они успели погрузить туда необходимые припасы, пресную воду и …. то, что впоследствии спасет им жизнь - сигнальные ракеты.

Больше суток провели в бушующем океане трое французов. Не раз они видели проходящие суда, пускали ракеты, но их так никто и не заметил.

Тем временем, второй помощник капитан советского судна «Черняховск» Александр Созинов уже предвкушал отдых после ночной вахты, когда увидел красную ракету в темном небе. Спустя короткое время уже вторая ракета стартанула в небо. Александр Васильевич Созинов включил прожектор, быстро связался с капитаном, и было принято решение объявить общесудовую тревогу.

А прожектор тем временем шарил по волнам, пытаясь отыскать людей, терпящих бедствие. Наконец, среди бушующих волн, светлый луч выхватил из кромешной темноты небольшой плотик с тремя людьми.

Капитан советского судна очень грамотно прикрыл корпусом маленький плот, чтобы можно было безопасно принять людей на борт. Было сделано несколько попыток «поймать» плотик, ведь даже большой грузовой теплоход кидало с волны на волну, а что же говорить про надувной плотик, который буквально «летал» как перышко по высоким гребням волн.

Наконец, советским морякам удалось зацепить веревками плот и подтянуть его к борту теплохода. Затем наши парни буквально на руках втащили измученных французов на борт.

Судовой врач сразу осмотрел французских яхтсменов, их накормили в столовой команды, а члены экипажа поделились своими теплыми вещами.

На этом чудеса морского братства и русского гостеприимства не закончились, и капитан принял решение изменить курс и доставил спасенных яхтсменов в порт одного из островов Канарского архипелага - Санта-Крус-де-Тенерифе. Здесь двух братьев-врачей Клода и Даниэля Бриот и студента Сорбонны Антуана Мюллера передали французскому консулу. А дальше советский теплоход пошел своим курсом.

Теплоход "Черняховск".
Теплоход "Черняховск".

Меньше чем через год новая яхта, названая в благодарность за спасение именем СПАСИБО, написанного латиницей на борту прибыла в Ленинград.

Трое спасенных французов с нетерпением ждали встречи со своими спасителями. Десять дней французские парни пробыли в городе на Неве, познакомились и полюбили этот город, его жителей и, конечно моряков. На прощание, уходя из порта Ленинград, яхта подняла два флага - французский и советский.

Между прочим, советский теплоход «Черняховск» и его экипаж не первый раз пришел на помощь терпящим бедствие в море.

В январском рейсе в 1969 году теплоход и его экипаж дважды спасал от пожара иностранные суда и их экипажи. 7 января радист советского теплохода «Черняховск» принял сигнал «SOS» с турецкого судна «Превезе», и тут же направился к нему на помощь. Уже вечером вся команда была на борту советского теплохода, пожар был ликвидирован и судно буксировалось в ближайший порт. Там сдали судно и экипаж.

После этого советский теплоход продолжил рейс, пошел через Атлантику , и снова был получен сигнал «SOS», на этот раз с греческого судна «Флора». И вновь моряки «Черняховска» оказались на высоте, приняли часть экипажа к себе на борт, потушили пожар и отбуксировали спасенное судно в бразильский порт.

Теплоход "Черняховск".
Теплоход "Черняховск".

Вот такие хорошие морские традиции были и есть в советском и российском флоте.

К сожалению, не смог найти все технические характеристики теплохода «Черняховск», но, по традиции, поделюсь основными данными:

Построен в Финляндии в 1961 году, в 1987 году был продан и переведен под «удобный» флаг, моряки знают, о чем речь. В скором времени после этого замечательное судно было утилизировано.

ПС. Благодарю за предоставленные фотографии французской яхты Кирилла Разумова, директора по развитию яхт-клуба "Форт Константин".

-8