Для того чтобы быть результативными в социальной жизни, необходимо развивать так называемую "теорию сознания". Это означает, что человек должен осознать, что другие люди отличаются от него самого, по-другому воспринимают мир, имеют другие потребности и интересы.
Социопаты иные. Отсутствие у них эмпатии - это сочетание трудности в понимании чувств людей и отсутствия сопереживания этим эмоциям.
Другими словами, они не только не способны полностью понять чувства других людей, но и не заботятся (или не хотят) о том, причиняют ли они боль другому человеку. Они могут представить себя на месте другого человека и предсказать, как он себя поведет, но их не интересуют страдания других людей. Их интересует только то, как человек может повлиять на их собственную жизнь.
На самом деле, у них есть "теория сознания", но она ошибочна. Поскольку они не могут в полной мере испытать любовь, они воспринимают ее как нечто, обещающее секс, но не являющееся настоящим, глубоким чувством.
Социопаты используют чувства других людей как возможность для манипуляций и они считают, что другие поступают так же.
Они не любят общаться и не верят, что другим может нравиться диалог. Поскольку они сами являются эгоистами, то считают, что все люди действуют только в своих интересах. В результате они игнорируют просьбы о внимании или сочувствии, считая, что люди пытаются произвести впечатление и получить выгоду, а не ищут сострадания. Они эмоционально заморожены, и этот лед не только искажает их собственные эмоции, но и влияет на то, как они воспринимают и реагируют на эмоции других людей.
Результаты современных исследований указывают на то, что некоторые химические корреляты социопатии могут быть найдены в тех же самых трансмиттерных системах, которые участвуют в стрессовой реакции. Изменения в серотониновой, норадреналиновой и дофаминовой системах связаны с агрессивным, особенно жестоким, антисоциальным поведением. У молодых людей с антисоциальными чертами характера и черствостью часто наблюдается аномально высокий уровень гормона стресса кортизола в слюне.
Социопатов их умение обмануть детекторы лжи, которые измеряют физические реакции, связанные с тревогой и стрессом, а не с реальным обманом. Было установлено, что из-за переутомления, вызванного детскими травмами, генетической уязвимости или, возможно, сочетания того и другого, их стрессовая система плохо регулируется и может реагировать только на очень сильные раздражители. Поскольку такие люди холодны и безэмоциональны, они не проявляют никаких признаков возбуждения и могут безнаказанно лгать. Для того чтобы что-то почувствовать, им необходим более высокий уровень стимуляции от боли или удовольствия.
В отличие от людей, чьи реакции на травму экспрессивны и где любой стресс приводит к сильной реакции, стрессовая система социопатов находится на другом конце этого спектра, нечувствительная, черствая, бесчувственная стадия.
Работая с социопатом, Брюс Перри понял, что юноша знал, что убийство — это нарушение закона и что оно достойно осуждения; он признавал это, и у него не было каких-либо психических расстройств, которые снижали бы его способность к пониманию вопросов морали. У него было детство, которое иссушило ту часть его мозга, позволяющую чувствовать величайшие радости из тех, что есть у большинства из нас в жизни: боль и удовольствие человеческих отношений.
Но он несет ответственность за свои реакции на ситуации, где проявляется его слабость. В детстве у него не развилась та часть мозга, которая позволила бы ему ощутить радость, доступную для большинства людей в жизни, — боль и удовольствие человеческих отношений. Однако он сам отвечает за свои реакции в ситуациях, когда его уязвимость становится очевидной.
Брюс Перри предполагает, что произошло с этим молодым человеком, — причина, по которой он стал социопатом, — явилось результатом целого ряда неверных решений, принятых им самим и за него. Каждое из них было незначительным, но их увеличение постепенно привело к ужасным последствиям для жертв, его семьи и его самого.
Наши тела, и особенно наш мозг, созданы, чтобы преобразовывать клетки, изначально имеющие практически неразличимые расхождения, в высокодифференцированные системы. А это, в свою очередь, позволяет нам реагировать на сложное социальное и физическое окружение, с которым мы сталкиваемся.
У большинства детей колики не вызывают никаких проблем, кроме беспокойства родителей, но колики младшего ребенка истощали и без того ограниченные психические ресурсы матери. Не имея рядом родственников, мать не могла передать ребенка кому-либо, когда была расстроена, как это было в случае со старшим. Оставляя малыша на целый день одного, мать не может дать ему жизненно важный стимул, необходимый для успокоения и окончательной регуляции и без того несколько ослабленной системы реагирования на стресс, что делало его еще более возбужденным и неуправляемым.
Не было ни одного момента, когда этот молодой человек сознательно решил стать плохим, но каждый незначительный выбор, сделанный им или его семьей, все больше и больше вел его к социопатии, и каждое последствие этого решения делало другие негативные решения все более и более вероятными. На этом пути было много перекрестков, где при других обстоятельствах он мог бы стать лучше и где более позитивное решение могло бы запустить добродетельный, а не порочный круг. К сожалению, он отказался от любой возможности отбросить гнев и импульсивность, и ни на одном из этих перекрестков он не получил должной помощи и поддержки от других людей, которые были ему необходимы для выхода.
Мозг - и мы сами - состоим из миллионов мелких решений. Кажущийся незначительным выбор может иметь впоследствии совсем другой результат. Выбор правильного момента определяет все. Никогда не знаешь, какой самый незначительный выбор или "стимул" выведет развивающийся мозг на дорогу к гениальности или в ад. Это не означает, что родители должны быть идеальными. Но важно понимать, что маленькие дети быстро накапливают хорошие и плохие последствия решений, принятых нами, а затем и ими самими.
К счастью, этот же принцип создает благотворный цикл, в котором последствия принятого решения нарастают и усиливаются. Например, похвала в нужный момент, может вызвать у ребенка, с умеренным интересом к спорту, стимул заинтересоваться им больше.
Когда был суд, над юношей, Брюс Перри, в перерыве оказался рядом с ним, и молодой человек спросил его, по какой причине родственники жертв плачут, ведь это он сядет в тюрьму. И это, классическая реакция психопата. Пугающая эмоциональная пустота.
По материалам:
Брюс Перри "Мальчик, которого воспитывали как собаку".