На просторах Дзена снова и снова попадаются очередные пересказы бредовой версии происхождения известной по анекдоту фразы «Гусары денег не берут». По мнению автора этой версии, дело происходило следующим образом.
Сестра известного русского натуралиста и мецената Павла Георгиевича Демидова, выйдя замуж за генерала Лаврова, не смогла обрести простого семейного счастья. Карты, алкоголь и кутежи увлекали её супруга больше, чем прелести собственной жены, которая решила искать ласки на стороне. Богатая и красивая госпожа Лаврова быстро нашла утешение на груди «сразу трёх гусаров Конногвардейского полка». Желая отблагодарить своих кавалеров, Лаврова выдала каждому из них вексель на 30 000 рублей. Вскоре до генерала стали доходить слухи об измене жены и неоправданно больших финансовых расходах. Если первый факт его нисколько не смутил, то второй вызвал приступ бешенства. Не понимая, как можно было заплатить за плотские утехи такую баснословную сумму, Лавров заключил, что, скорее всего, его жена подарила каждому любовнику по векселю на 3000 рублей, а сами гусары приписали на нём лишний ноль, увеличив в разы своё «жалование». Лавров написал заявление в Сенат, который, рассмотрев ситуацию, признал гусаров мошенниками, постановил разжаловать их из офицеров и приговорить к реальному тюремному сроку. Однако Павел I, в период правления которого происходила вся эта история, потребовал тщательно расследовать дело в полковом суде. «Командир эскадрона гусар Николай Саблуков», как младший по званию член судебного заседания, предложил обратиться за разъяснениями непосредственно к госпоже Лавровой, которая подтвердила выданную трём офицерам сумму вознаграждения по 30000 рублей и обвинила своего супруга во лжи. Суд постановил снять с любвеобильных гусаров все обвинения с восстановлением на военной службе. Когда об исходе дела доложили Павлу I, он несколько изменил вердикт, постановив уволить гусаров из армии, поскольку офицерам не к лицу брать деньги за амурные утехи. Молва об этом деле быстро разнеслась по просторам Российской империи, оно стало сюжетом для многочисленных анекдотов, которые заканчивались несколько видоизмененной фразой императора, известной всем как «гусары денег не берут».
У любого внимательного и хоть немного знакомого с историей русской армии читателя не может не вызвать удивления словосочетание «гусары Конногвардейского полка». Гусары, как известно (если не считать исключения в лице польских крылатых гусар, о которых в данном случае речь не идет), относились к легкой кавалерии.
Ниже – обер-офицер Лейб-гвардии Гусарского полка в 1799 г.
Упоминаемый же в сюжете Конногвардейский полк – это Лейб-гвардии Конный полк, изначально при Анне Иоанновне сформированный как полк тяжелой кавалерии, а при Павле I получивший и кирасы. Его чины никогда не имели никакого отношения к гусарам, никто никогда их так не называл. Неофициально-описательно их называли конногвардейцами, официально же нижние чины полка именовались рейтарами, а позднее – кирасирами.
Ниже – обер-офицер и рядовой Лейб-гвардии Конного полка в 1798-1801 гг.
Упоминаемый в байке «командир эскадрона гусар Николай Саблуков» - служил именно в Лейб-гвардии Конном полку. Собственно из его «Записок» и взята пересказываемая история. Саблуков прямо пишет, что генеральша Лаврова «находилась в связи с тремя офицерами нашего полка». То есть конногвардейцами. Кстати, согласно Саблукову, замешанные в скандале офицеры, в соответствии с вердиктом Павла, были уволены вовсе не из армии, а из полка, то есть из привилегированного гвардейского полка переведены как раз-таки в армейские части.
Причем же здесь гусары? Да, ни при чем. Они в этой истории появились просто потому, что для некоего человека, наткнувшегося в Записках Саблукова на эту понравившуюся ему историю, по-видимому, все военные XVIII-XIX вв. – гусары.
Более того, похоже, пересказчики рассматриваемого эпизода из мемуаров Саблукова напутали и с тем, чьей же сестрой была генеральша Лаврова. Согласно их версии, сестрой она приходилась известному русскому натуралисту и меценату Павлу Георгиевичу Демидову. П.Г. Демидов родился в 1738 г., и если с сестрой у него не было очень большой разницы в возрасте, то ей в период описываемых Саблуковым событий должно было бы быть под шестьдесят лет. По тем временам возраст почтенный! Нет, конечно, можно допустить, что генеральши и в этом возрасте хватало на троих конногврадейцев, но, как кажется, все же вероятнее другие варианты. Публикаторы «Записок» Саблукова полагают, что речь может идти о сестре Прокофия Акинфиевнча. Демидова. Но тот родился аж в 1710 г., и высказанные выше сомнения насчет возраста к его сестре применимы в еще большей степени. У меня есть подозрения, о ком может идти речь в данном случае, но они умозрительные, кроме того, я совершеннейший дилетант в генеалогии, поэтому не буду «грузить» читателей своими догадками.
Ограничимся тем, что констатируем, что фраза «гусары денег не берут» появилась и стала популярной, видимо, все-таки благодаря анекдоту про поручика Ржевского, а конногвардейцы и Павел I тут ни при чем.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.