Завершившийся визит руководителя КНДР Ким Чен Ына в Россию сопровождался постоянными размышлениями о возобновлении военно-технического сотрудничества России и Северной Кореи . Однако мнение профессора Университета Кукмин в Сеуле Андрея Ланькова идет вразрез общим разговорам. Ланьков и вовсе полагает, что данная встреча могла стать дипломатическим спектаклем, зрителями которого должны стать Южная Корея и США.
Показательным в данном случае можно считать не только место встречи президента России Владимира Путина и лидера Северной Кореи Ким Чен Ына – космодром Восточный, но и тот факт, что после окончания саммита председатель Госсовета КНДР отправился на военный авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, а потом на аэродром Кневичи во Владивостоке, где смог ознакомится с российским гиперзвуковым ракетным комплексом Кинжал. В составе делегаций была заметна высокая концентрация военных, причем с российской стороны в переговорах принимал участие министр обороны Сергей Шойгу.
После этого многие эксперты сделали довольно простой и однозначный вывод: Россия и Северная Корея задумались о возобновлении военного сотрудничества – несмотря на то, что резолюция Совета Безопасности ООН, принятая в 2009 году, прямо запрещает любое военное и военно-техническое сотрудничество с Северной Кореей. Примечательно, что за принятия данной резолюции и российские дипломаты.
Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: если передача Северной Кореи военных технологий, равно как и закупки у Северной Кореи оружия и боеприпасов, являются прямыми нарушениями решений Совета Безопасности ООН, почему на возможность подобных нарушений намекали так открыто, и попросту демонстративно? Определенная театральность подобных намеков заставляет заподозрить, что дело обстоит не так, как может показаться на первый взгляд.
Технологии в обмен на снаряды
Во время разговоров о возможных формах российско-северокорейского сотрудничества в военной сфере, обычно речь заходит о 2-х вероятных аспектах.
Во-первых, когда речь идет о возможных закупках Россией у Северной Кореи боеприпасов, не нужно забывать о том, что армия КНДР вооружена в основном системами оружия советской разработки, а также их клонами – как китайского, так и собственного производства. Система калибров и стандарты в целом тоже соответствуют тем, которые сейчас применяются в российском вооружении. А потому КНДР является на сегодняшний день одной из немногих стран, в которых Россия может и технически и политически подобные боеприпасы покупать.
Однако в таком случае возникает логичный вопрос: могут ли серьезно изменить ситуацию подобные поставки? Северная Корея – государство с крайне милитаризованной экономикой, но небольшое и довольно бедное, так по объему ВВП КНДР уступает России примерно в 50-60 раз. Производственные возможности северокорейского ВПК, если говорить объективно, сильно ограничены. Естественно на складах войск КНДР накоплены большие запасы вооружения. Однако делиться этими запасами Пхеньян будет, скорее всего, осторожно: оружие необходимо и самой КНДР.
Но не стоит забывать, что впервые о поставках северокорейского оружия в Россию начали говорить в прессе еще осенью 2022 года. Однако за все это время не было замечено использования подобных боеприпасов. Таким образом, говорить о том, что поставки северокорейских боеприпасов серьёзно изменят обстановку не приходится.
Во-вторых, нередко говорят о возможной передаче КНДР российских технологий. Чаще всего имеются ввиду технологии, которые связаны с разработкой баллистических ракет, и, шире говоря, с аэрокосмической промышленностью. КНДР серьезно заинтересована в получении технологий, которые необходимы для строительства атомных подводных лодок – так, в своей недавней речи, северокорейский лидер говорил о том, что первые АПЛ вступят в строй в течение 5-10 лет.
Но в подобном случае, вполне можно задаться вопросом о том, что получит Россия в случае передачи КНДР подобных технологий. Рассчитывать на то, что Северная Корея сможет заплатить среднерыночную цену, не приходится:
· 1. У них нет таких денег
· У Пхеньяна и вовсе отсутствует желание платить по таким счетам
В Северной Кореи явно помнят тот факт, что долг, который был перед России и накопился еще со времен СССР, был практически полностью списан. Более того, после передачи технологий, власти Северной Кореи вполне могут начать их перепродавать, таким образом нанося косвенный ущерб российскому ВПК.
А потому не трудно предположить, что во время визита Ким Чен Ына в Россию, мы стали наблюдателями политико-дипломатического спектакля, зрителями которого могли стать Вашингтон и Сеул.
Намек соседям
В настоящее время в Сеуле у власти находятся консерваторы, которые занимают крайне проамериканские позиции даже по меркам Южной Кореи, в которой США традиционно воспринимаются как благодетель, покровитель и защитник. В отличие от КНДР, экономика Южной Кореи входит в число крупнейших в мире. Она примерно соответствует по объему российской, хотя население страны практически в 3 раза меньше. Не стоит забывать, что Южная Корея занимает 7 место в рейтинге экспортеров оружия. Фактически Россия показывает, что в случае если боеприпасы Южной Кореи будут использованы против ее армии, КНДР получит ряд технологий, которые существенным образом усложнят жизнь южнокорейским военным.
Но вероятнее всего до этого не дойдет. Опыт показывает, что дипломатическое давление прекрасно работает. Кроме того, Сеул традиционно пассивен на международной арене и не спешит участвовать в конфликтах.