Стрибог - таинственное божество, окутанное множеством загадок и обладающее неустановленными до конца функциями. Он - воплощение ветра и воздуха, дух природы, чье имя связывается с индоевропейскими корнями и мистическими сущностями.
По мнению лингвистов Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, имя "Стрибог" уходит в глубь времен, ведя происхождение от индоевропейского слова "dievas-pater", что можно перевести как "Небо-Отец". Это архаическое представление о божестве, восстанавливаемое для индоевропейского пантеона, пленяет наше воображение и заставляет задуматься о мистической природе Стрибога.
Однако лингвист О. Н. Трубачёв высказывает свои собственные интересные взгляды на происхождение этого загадочного божества. Он предполагает, что в первой части теонима "Стрибог" кроется слово "sterti", что можно интерпретировать как "распространять, простирать". Согласно этой точке зрения, Стрибог - это нечто большее, чем просто ветер, он - одушевленная сила природы, могущественная и необъятная.
Исторические свидетельства о существовании Стрибога можно найти в "Повести временных лет", где говорится о том, что идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году. Он делил почитание с другими важнейшими славянскими божествами, такими как Перун, Хорс, Даждьбог, Симаргл и Мокошь.
Важную роль в понимании Стрибога играет фраза из "Слова о Полку Игореве", которая гласит: "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы". Многие исследователи утверждают, что Стрибог был богом ветра или воздуха, и его потомки - Стрибожи - олицетворяли ветры, несущие с моря стремительные бури и стрелы судьбы.
Но Стрибог не ограничивается лишь функцией ветра. Историк Н. И. Кареев даже утверждает, что он олицетворял враждебную сторону грозы, тучи и бури, сравнивая его с мифическим Соловьем-разбойником. Эта двойственность характера Стрибога добавляет ему загадочности и глубины.
Сегодня ученые продолжают исследовать роль Стрибога в славянской мифологии, и его функции остаются предметом споров. Некоторые видят его как мрачное божество, противоположное светлому Даждьбогу, в то время как другие сближают их функции и значения.
Стрибог в славянской мифологии - бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Также возможно, что имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу».
Стрибог сам обитает на острове Буяне в Море-окиане, где каждый день создает 77 ветров, раздувая их во все стороны света. Эти ветры способны высушить реки и сокрушить темные леса, что придает им ауру таинственности и мощи. Особенно загадочными считались ветры, вызывающие смерчи, и славяне прибегали к заклинаниям, призывали помощь Перуна и даже метали в смерчи ножи, камни и палки, чтобы укротить их мощь. Все эти ветры, будь то ласковые или бури, - это дети и внуки Стрибога, и каждый из них обладает своим собственным характером и силой. Их имена - Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник, звучат как заклинания, вызывающие магические силы природы.
Славянская мифология также уделяет внимание концепции ветра как души или духа. Для славян день Стрибога становится временем поклонения мощи воздушной стихии, и они приносят жертвы, разбрасывая лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу и хлеб по ветру в поле. Эти жертвы направлены на умилостивление ветров и просьбу о благоприятных условиях для урожая.
Осеннее Стрибожье, порог предзимья, играет важную роль в предсказании погоды и погодных условиях. Ветры, которые дует в этот день, служат знаками будущих событий. Северный ветер обещает стужу, южный - тепло, западный - дождливую погоду, а восточный - ясное небо. Шишки на елях, выросшие на разной высоте, предсказывают характер зимы, а паутина и обилие рослого бурьяна означают будущие осенние и зимние условия.
В эти дни, когда ветры часто бушуют сильнее обычного, предки наших предков использовали возможность, чтобы проветрить постельное белье и одежду, подготавливаясь к приближающейся зиме. Стрибог, бог ветра и воздуха, оставался для славян источником таинственной силы, которая пронизывала каждый аспект их жизни и связывала их с магическими силами природы.
Стрибожье как день Стрибога не только являлось временем предсказаний и поклонения природным силам, но и связывалось с мельницами - таинственными сооружениями, приобретавшими особое значение в славянской мифологии и повседневной жизни.
Мельницы всегда окружала атмосфера мистики и загадочности. Свет мельницы, мерцающий в ее узких окошках, мог отпугнуть запоздалого путника, а увидеть мельницу во сне - к лихим заботам. Эти могучие сооружения казались зависимыми от стихии и вечно склонными жить своей волей. В мельничном помещении, в хурделеце, можно было услышать странный скрип, вой, страшные вздохи.
Крылья мельницы, вечно вращающиеся как часовой механизм, создавали впечатление сущности, живущей вне времени и пространства. Мало кто решался даже приблизиться к мельнице, и дети предпочитали избегать игр рядом с ней. А ночь провести в мельнице, значило пережить свой страх и, возможно, забыть себя на веки вечные.
Стрибожье было также днем проводов Водяного - таинственного существа, хозяина водных просторов. Поверья утверждали, что Водяной Хозяин засыпает в этот день и просыпается только к наступлению весны. Верили, что в этот период Водяной бережет водоемы и прячет свои зловещие проказы под водой. Обряд проводов Водяного ко сну считался неотъемлемой частью славянской мифологии и религиозной практики.
Таким образом, Стрибожье окутано множеством таинственных обрядов, мифов и примет. В этот день, природа и человечество переплетались воедино, создавая удивительное и загадочное время, когда мир духов и мир живых соединялись в едином ритуале. Стрибог и его таинственные аспекты продолжают жить в славянской культуре, напоминая нам о важности уважения природы и древних обрядов.