«Мсье Кляйн» — это не про мистику, не про детектив и даже не про холокост. Это про то, что человек так или иначе хочет знать правду о себе. Чего бы это ему не стоило.
А еще это смачная оплеуха той части французского общества, которая в свое время чуть ли не с радостью легла под нацистов.
Неудобно получилось
Начну с этой оплеухи. 14 июня 1940 года, уже потерпев поражение, французы без боя сдали Париж. Однако оккупация оказалось какой-то «неполноценной». Для понимания происходящего несколько цитат из книги немца Оскара Райле «Париж глазами немца» (взял отсюда https://skaramanga-1972.livejournal.com/714804.html):
…Немецкие военнослужащие очень быстро освоились во Франции и, благодаря своему корректному и дисциплинированному поведению, завоевали симпатии у французского населения…
…Редко на лицах зрителей можно было прочесть гнев и ненависть. Скорее большинство смотрело вслед немецким солдатам с явным пониманием, нередко даже одобрением…
…Далеко не все из этих французов оказались готовы к тому, чтобы действовать против нас в качестве шпионов и диверсантов. Миллионы их, во всяком случае в тот момент, не желали иметь ничего общего с направленной против нас деятельностью тех соотечественников, что уже объединились в группы. Многие лучшие представители французов и не помышляли о борьбе против Германии…
Другими словами, миллионы французов как бы не очень переживали за свою «оккупацию». Сотни тысяч в итоге воевало на стороне гитлеровцев. Полиция на оккупированных территориях, в том числе парижская, с 1940 по 1944 годы выполняла указания немецкого правительства.
16-17 июля 1942 года в Париже и предместьях полиция провела знаменитую облаву «Вель д’Ив» - по указанию фашистов было арестовано более 13 000 евреев, треть из них составляли дети. Все они были отправлены в концлагеря с соответствующим итогом.
Именно эта операция показана в фильме.
Конечно, это не отменяет подвига французского Сопротивления. Люди создавали подпольные ячейки, организовывали партизанские отряды и воевали. Однако это было, мягко говоря, не общенациональное движение…
В этом смысле французам есть чего стыдится. И очень долго, вплоть до конца XX века, они не хотели об этом вспоминать (только в 1995 году Жак Ширак официально заявил об ответственности Франции). А в 1976 году режиссер, не стесняясь, тычет французов этим фактом как тычут котенка в наделанную им лужу. Кто, твари, сидел там в театре и ржал вместе с нацистами?
Кто, гады, выполнял заведомо бесчеловечные приказы?
И правильно делает, что тычет. От истории нельзя отворачиваться, ее надо понимать и переживать.
Правда о себе
А что Кляйн? Он, с одной стороны, является консистенцией «оккупированного парижанина». Он старательно отстраняется от всего происходящего, сознательно и принципиально не хочет соотносится с тем, что происходит вокруг.
Но при этом он чем-то мучим. Что-то ищет, вероятно, сам не сознавая чего. А ищет он себя настоящего. Что это значит?
Кляйн успешен, эгоцентричен, живет для себя, а с приходом фашистов вовсе начинает наживаться на чужом горе. Но вот появляется загадочный тезка, являющийся как бы его полной противоположностью. И зачем-то «оригинальному» Кляйну нужно выяснить кто это.
Однако многочисленные попытки оказываются неудачными. «Обычный любопытный эгоцентрик» после нескольких таких попыток, с учетом возможных проблем, махнул бы на это дело рукой. Но Кляйн почему-то не машет. И ищет дальше.
Его что-то ведет, что-то не дает забыть про загадочного тезку. Возможно, совесть. Где-то глубоко он понимает свою нравственную ущербность. Это может сочетаться и с любопытством, и с желанием обезопасить себя, очистить свое имя и с чем угодно еще. Но главное – это то самое «что-то другое». Что это, если не совесть? Все то человеческое, что осталось в нем, и что он старательно заглушал, нашло «лазейку» и потребовало свое.
Этот поиск заканчивается плохо. Но он заканчивается хорошо. Потому что Кляйн находит себя. Слишком поздно, но лучше поздно, чем никогда.
Так все же, что значит найти себя?
Скажу избитый, но правдивый тезис - у каждого свой путь. Только надо вовремя понять, что этот путь надо искать. Не понятно как и где, но искать.
Главное, что этот поиск, оставаясь личным, не может личным ограничиваться. Ты можешь что-то понять о себе только через других людей. Ты находишь себя через то, что готов отдавать другим. То, что ты готов отдавать – это личное. Но только отдавая это личное, ты и можешь что-то понять о себе.
А дальше могут быть варианты – что это за люди, которым ты готов отдавать? Все человечество, страна, друзья, семья?.. Никто не запрещает замахиваться на все человечество. Друзья и семья – тоже хорошо, но мелко… Кляйн нашел себя через страну и через народ своей страны. В здоровом обществе без ухмылок и без пафоса это называется Родиной.
Начальный Кляйн не хотел быть заодно со своей страной и отделял себя от какой-то части своего народа. Так делал не только он (см. первую «главу» рецензии). Но он смог излечиться и в результате смог соединиться с Родиной.
Потому что, когда ты перестаешь отделять себя от других – ты с чем-то соединяешься. Когда ты перестаешь отделять себя от своей страны - ты воссоединяешься с ее народом во всем его многообразии – и все это становится твоим. И страна становится твоей.
На последних минутах фильма, уже в вагоне, Кляйн что-то понял. Он разделил боль своей страны, и страдания своего народа. И вышел из стана безучастных предателей. Поняв же это, он готов был заплатить за этот «статус». Заплатить за то, что стал сыном своей страны, хоть и слишком поздно…
==
Сергей Т.
==
Рецензия на «Мсье Кляйн» другого автора:
==
Другие рецензии Сергея Т.:
==
Авторский блог о фильмах:
==
- Наш киноклуб в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/