В последнее время часто на глаза попадаются статьи и публикации о том, как же плохо жилось советскому народу в СССР. Как жили в те времена — не мне судить, конечно, но советское, единое образование было на высшем уровне. Моя мама до сих пор знает и помнит такие вещи из школьной программы, которые я не знаю и вообще не в курсе была — мне просто это не преподавали или не объясняли. В каких-то бытовых, житейских вопросах я, может, более подкованная и приспособленная, чем мама, но, что касается знаний географии, биологии, истории и других наук, то тут мамулик меня превосходит и приятно удивляет своей осведомленностью. Что бы Вы понимали, на уроках географии маму и её одноклассников вызывали к доске, и на карте они должны были показать расположение тех или иных городов, рек, стран...и они это знали. А я даже не помню своих учителей по географии, настолько часто они у нас менялись и без энтузиазма преподавали, какие там реки, города и сёла?
Мне в своё время довелось поучиться в 3-х разных школах.
Начинала я в гимназии города Троицка № 5. Про начальную школу опустим, тут всё было хорошо, надо отдать дань уважения нашей первой учительнице Нефёдиной Елене Ивановне. А дальше я уехала учиться в 5-й класс в славный город Грязи под Липецком в школу № 4. Проучилась я там почти 3 месяца и вернулась в родной Троицк в прежнюю школу.
И вот тут я впервые своим детским умом поняла, как разнится система образования в разных школах, в разных городах.
Например, на уроках литературы в Грязях в 5-м классе мы изучали уже гиперболы, метафоры и т.д. Я это не могла никак понять, и мне приходилось зазубривать материал. Позже, учась снова в гимназии города Троицка № 5, мы приступили к изучению сих средств художественной выразительности лишь в 7-м классе. С одной стороны, получалось, что в регионе программа была на порядок выше и раньше подана по литературе. А, с другой, не подходила ученикам в силу их возраста и мышления.
В той же школе № 4 мы занимались английским языком с замечательной, молодой и живой учительницей Амвросовой Инной Викторовной по учебнику Happy English. Когда я вернулась в гимназию № 5, то новая учительница английского языка (не помню её по имени): пожилая, инертная и невнятно говорящая-то на русском сразу забраковала программу обучения по Happy English, мол, этот учебник ни на что не годится, не то что учебники Верещагиной. В итоге мне пришлось платно ходить к новой учительнице и «навёрстывать» свои знания. Но толку это не дало. Я, наоборот, стала только хуже знать английский язык, точнее понимать его. Инна Викторовна развивала в игровой форме и на практике способность говорить на английском и понимать, а не тупо следовать Present Perfect или Past Indefinite. А дальше учителя по английскому сменяли одна другую, и язык я так и не освоила.
Я проучилась в Грязях недолго, поэтому совсем не помню поимённо учителей школы № 4, кроме Инны Викторовны, так запала она мне в душу. Но могу сказать, что почти по всем предметам была интенсивная, насыщенная программа и сильный педагогический состав.
Сильными были даже уроки ИЗО, правда, чтобы получить хорошую оценку у учительницы, надо было очень постараться. Нашему однокласснику, который занимался в художественной школе, с трудом удавалось получить 5 по ИЗО, но материал учительница давала, а не просто требовала.
На уроках музыки там я выучила столько песен! Мы действительно занимались музыкой, а не просиживали штаны.
А труды? Именно в школе № 4 на уроках труда я научилась чистить картошку, резать салаты и что-то кроить.
И уроки физкультуры были очень спортивные. Наш учитель, вот помню, что его за лысину чупа-чупс называли, гонял нас только так. Мне кажется, в школьные годы я только тогда физкультурой и занималась.
Про учебу в гимназии № 5 у меня не столь радужные воспоминания, хотя я училась на отлично.
Поскольку по очень многим предметам мне приходилось самой доучивать, вычитывать, выгрызать, потому что материала давали учителя мало, объясняя скудно и без рвения поделиться с учениками знаниями. Исключение составляют учителя Русского языка и литературы, коих я по сей день благодарю за свою грамотность и способность писать: Ващук Ольга Александровна, Сехина Людмила Яковлевна и Камышинцева Екатерина Александровна. Учителя в гимназии № 5 частенько сетовали на невысокую заработную плату и жаловали лишь тех учеников, кто им платил дополнительно, так называемые факультативы. Кто-то может мне не поверить, не согласиться или поспорить со мной, те же одноклассники, с кем я училась с 5-го по 10-й класс.
Самый наглядный пример — учитель по химии (опущу её имя — отчество — фамилию), она не то, что жаловала учеников, которые к ней ходили на дополнительные занятия, а вовсе не преподавала на уроках и говорила, что учить химии будет только за деньги после уроков. Я платить за бесплатное образование отказывалась в отличие от ряда одноклассников, и учительница та «грозила», что мне вообще не светит хорошая оценка, и я могу забыть о своей медали, и что экзамен ей в конце года по химии не сдам. И мне пришлось ходить на дополнительные занятия, но в другую школу — школу города Троицка № 6. И Банчукова Надежда Давыдовна согласилась со мной заниматься бесплатно — ради знаний, можно сказать, объясняя мне химию с азов. Да, любой труд должен быть оплачен. Но, простите, почему мои родители были должны платить учителю сверх его зарплаты за самый минимум положенных знаний по школьной программе? Когда моя мама на родительском собрании подняла данный вопрос, то большая часть родителей, плативших за уроки химии своих детей, естественно, выступили против неё и моим словам не поверили.
С математикой случилась та же история, что и с английским: учителя сменяли друг друга. Как-то у нас вообще преподавала учительница, которая на уроки приводила свою маленькую дочку, и вот она с ней кушала, рисовала, спала и т.д., а мы сами с собой занимались. В восьмом классе к нам пришла очередная новая учительница Ирина Вилиоровна. Я как сейчас помню её голубой свитер с ярко-розовыми буквами MTV. Она поначалу казалась нам молодой и посредственной. Но как же круто Ирина Вилиоровна преподавала и соответственно требовала! С ней хорошисты стали знать математику на 5, а троечники вышли на 4. А я в кои-то веки прониклась алгеброй и геометрией. К сожалению, в 9-м классе нас опять встретила новая учительница.
Школа города Троицка № 6 как раз и стала моим последним учебным школьным пристанищем.
Когда мы с ребятами выпускались из детского сада, родители нас пугали бабайкой: «Если будешь себя плохо вести и плохо учиться, пойдёшь в шестую школу». Кто это вообще придумал и почему, я не знаю. Но даже в начальной школе многие из нас старались хорошо учиться и лучше себя вести, лишь бы не попасть в школу № 6, родители периодически напоминали нам об этом. И вот в последней четверти 10-го класса я перевожусь в ту самую школу из детской бабайки. И знаете, что? Единственное, о чём я пожалела, что не перевелась раньше. Я потеряла много лет счастливой учебы в школе. Я ни в коем случае не идеализирую. Но!
До начала занятий я обошла будущих учителей, все со мной поговорили, объяснили, какой материал прошли и что будут изучать. Мне уделили время, внимание и проявили участие, не зная ровным счетом, кто я такая. Образно говоря, мне школа № 6 напомнила совок, ту самую школу, в которой училась моя мама. Здесь всё было просто, понятно и весело. Я перестала сама корпеть над учебниками и только и делать, что учиться, потому что после уроков понимала пройденный материал, и учеба в школе меня больше не угнетала. Учителя работали честно, на совесть, с энтузиазмом. Каким-то волшебным для меня образом они давали информацию доступно, интересно, при этом не грузили нас, а вовлекали. Я вдруг открыла для себя ОБЖ и научилась собирать войсковой прибор химической разведки, но экзамен по нему сдала на 4, забыв, что колпачок называется колпачком. Интересными оказались уроки биологии с задачами на наследственность, истории, обществознания и математики. Математики, с которой мы всегда были на Вы! Вечная память и низкий поклон за любовь и понимание алгебры с геометрией Фоминой Нелле Павловне — учителю по призванию, таких уже не делают, как говорится.
Меняются времена, модифицировалась система образования в России, родители бьют в колокола, что пресловутой системы нет, в школах разные учебные программы, а к ЕГЭ надо как-то готовиться, но одно остаётся неизменным: подход самих учителей к преподаванию и взаимодействию с учениками. Я проучилась в 3-х разных школах, но основное отличие было не в том, по какому учебнику с нами занимались, а как? Одни учителя отбывали повинность, вторые пытались заработать побольше на «знаниях» учеников, а третьи были учителями по призванию, любили свой предмет и учеников, могли его объяснить и шагали в ногу со временем, развиваясь вместе с нами.
Искренне Ваша,
Виктория Стальная