"Я — это я, и надеюсь все больше и больше становиться собой". Так писала о себе немецкая художница, представительница раннего экспрессионизма, Паула Модерзон-Беккер.
Быть женщиной - художницей во все времена было сложно. А быть художницей - новатором, идущим вразрез общепринятым правилам и законам, быть еще сложнее.
Непризнанная при жизни, испытавшая гонение на свое искусство и после смерти, за 14 лет своей творческой деятельности Модерзон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.
Родилась Паула Беккер в Дрездене, Германия в 1876 году в семье инженера. Она была третьей из семи детей в в культурной и интеллектуальной семье. Родители стремились дать детям хорошее образование, поощряли их занятия музыкой и, конечно, рисованием, к которому у Паулы была особая любовь.
Решающим событием стал семейный отпуск в Ворпсведе. В этой общине из ряда деревень к северо-востоку от Бремена с 1889 года существовала колония художников, которую основали Фриц Макензен, Отто Модерзон и Ханс ам Энде.
У Фрица Макензена Паула брала серьезные уроки живописи, а Отто Модерзон в 1901 году стал её мужем. Но это случилось значительно позже.
До этого Паула Беккер совершенствовала свои живописные таланты в Лондоне, Берлине и, конечно, Париже. Именно там она познакомилась с творчеством художников группы «Наби», которые придавали большое значение плоскостной живописи, в которой цвет несёт смысл, а не является средством отражения действительности. Их работы оказали решающие влияние на творчество Паулы.
Хотя сейчас Паула Модерзон-Беккер наиболее известна своими портретами, начинала она как пейзажист. В её ранних пейзажах явно чувствуется влияние группы "Наби".
Но после возвращение в Ворпсвед, куда Паула переехала в 1900 году, в её творчестве стали прослеживаться другие темы. Она рисовала портреты.
Особенно её интересовали детские портреты. Почти две трети из картин Паулы Модерзон-Беккер изображают детей, по большей части девочек. Она рисовала детей всех возрастов, а также пары братьев и сестер и, что не менее важно, изображения матерей и детей.
Но главная заслуга Паулы Модерзон-Беккер - это созданные ею автопортреты. За период творчества она нарисовала более 30 автопортретов.
Но и это еще не все. Многие художники писали свои автопортреты. Новаторство Паулы Модерзон-Беккер в том, что она первой создала свой автопортрет в обнаженном виде.
Сейчас это утверждение может показаться странным. Ведь такими портретами в настоящее время никого не удивишь. Но именно Паула Модерзон-Беккер была первой.
Да, можно назвать еще одну женщину - художницу, которая написала себя обнаженной. Это итальянская художница 17 века Артемизия Джентилески. Но в её случае это было вынужденная мера. Артемизия Джентилески не могла найти модель, готовую позировать ей для картины "Сусанна и старцы". Поэтому изобразила себя.
Но Паула Модерзон-Беккер изображала себя обнаженной сознательно. Кроме всего прочего, художница не побоялась изобразить себя беременной. И не только побоялась, но и гордилась этим, показывая миру красоту женского тела, вечность материнства.
Но не все было гладко в жизни художницы. Её не признавали как профессионала. За свою жизнь она продала лишь три картины, выслушала множество негативных отзывов.
"Ее работы оскорбляют немецких женщин и крестьянскую культуру… Безвкусная смесь цветов, идиотские фигуры, вырождающиеся больные дети, отребье...", - писали критики о творчестве художницы.
Даже собственный муж, Отто Модерзон, признававший творческий путь Паулы, писал: "У нее безграничное чувство цвета, но манера письма кричащая. Она восхищается примитивистами. Ее краски великолепны, но форма, экспрессия! Руки похожи на черпаки, носы — на колосья, рты — на раны. Она все выпячивает".
Да и семейная жизнь не удалась. Паула была второй женой художника Отто Модерзона. Первая его жена умерла, оставив дочь. Паула, безгранично любившая Отто, с радостью стала приемной матерью и его дочери.
Но творческая натура Паулы не могла справиться с трудностями быта. Она писала в дневнике: "Брак не приносит счастья. В браке чувство непонимания только удваивается. Ведь вся моя жизнь до брака сводилась к поиску того места, где меня поймут. Не лучше ли в таком случае жить без этой иллюзии, лицом к лицу с истиной одиночества? Я пишу это в своей расходной книге, в пасхальное воскресенье 1902 года, на кухне, где готовлю жаркое из телятины".
Начались метания. Паула уходила от мужа, уезжала в Париж, возвращалась обратно. Вновь уходила. Муж умолял её вернуться, приезжал за ней в Париж.
А Паула чувствовала себя там свободной. За 1906—1907 годы, проведенные в Париже, Паула написала около 90 картин.
Она просила дать ей развод, но Отто объяснял ей, что она не сможет жить одна, не сможет прокормить себя. Ведь её картины по-прежнему не продавались. В Париже её одну картину купил Рильке, и то потому, что был её близким другом.
И Паула не выдержала. В начале 1907 года она вернулась к мужу в Ворпсвед, планируя начать семейную жизнь по новой.
Паула забеременела и страдала от того, что её положение не позволяло ей заниматься живописью так же интенсивно.
Паула Модерзон-Беккер 2 ноября 1907 года родила дочь, которую назвали Матильдой. А через восемнадцать дней после родов скончалась от осложнений беременности. Ей был 31 год.
За несколько лет до этого Паула написала в дневнике: "Если бы только любовь распустилась для меня до того, как я уйду; если бы я могла написать три прекрасные картины, я бы упокоилась с радостью, с цветами в волосах".
Главное желание Паулы исполнилось. Даже сейчас, после беспощадных костров ХХ века (её картины были представлены на выставке "Дегенеративное искусство" в 1937 году. Что с ними стало, знают все), ее картин сохранилось около сотни, и все они прекрасны.