Найти тему
Картины рассказывают...

Паула Модерзон-Беккер. Художница, жена художника

"Я — это я, и надеюсь все больше и больше становиться собой". Так писала о себе немецкая художница, представительница раннего экспрессионизма, Паула Модерзон-Беккер.

Автопортрет на зеленом фоне, между 1900 - 1906
Автопортрет на зеленом фоне, между 1900 - 1906

Быть женщиной - художницей во все времена было сложно. А быть художницей - новатором, идущим вразрез общепринятым правилам и законам, быть еще сложнее.

Непризнанная при жизни, испытавшая гонение на свое искусство и после смерти, за 14 лет своей творческой деятельности Модерзон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.

Автопортрет, 1906
Автопортрет, 1906

Родилась Паула Беккер в Дрездене, Германия в 1876 году в семье инженера. Она была третьей из семи детей в в культурной и интеллектуальной семье. Родители стремились дать детям хорошее образование, поощряли их занятия музыкой и, конечно, рисованием, к которому у Паулы была особая любовь.

Девочка с куклой под березой, 1902
Девочка с куклой под березой, 1902

Решающим событием стал семейный отпуск в Ворпсведе. В этой общине из ряда деревень к северо-востоку от Бремена с 1889 года существовала колония художников, которую основали Фриц Макензен, Отто Модерзон и Ханс ам Энде.

У Фрица Макензена Паула брала серьезные уроки живописи, а Отто Модерзон в 1901 году стал её мужем. Но это случилось значительно позже.

Натюрморт с яичницей на сковороде, 1905
Натюрморт с яичницей на сковороде, 1905

До этого Паула Беккер совершенствовала свои живописные таланты в Лондоне, Берлине и, конечно, Париже. Именно там она познакомилась с творчеством художников группы «Наби», которые придавали большое значение плоскостной живописи, в которой цвет несёт смысл, а не является средством отражения действительности. Их работы оказали решающие влияние на творчество Паулы.

Пейзаж с березой, 1899
Пейзаж с березой, 1899

Хотя сейчас Паула Модерзон-Беккер наиболее известна своими портретами, начинала она как пейзажист. В её ранних пейзажах явно чувствуется влияние группы "Наби".

Мужчина лежит под цветущим деревом, 1890-е
Мужчина лежит под цветущим деревом, 1890-е

Но после возвращение в Ворпсвед, куда Паула переехала в 1900 году, в её творчестве стали прослеживаться другие темы. Она рисовала портреты.

Портрет Марты, 1906
Портрет Марты, 1906
Старая крестьянка, ок. 1905
Старая крестьянка, ок. 1905
Жена фермера в шляпе, 1901
Жена фермера в шляпе, 1901

Особенно её интересовали детские портреты. Почти две трети из картин Паулы Модерзон-Беккер изображают детей, по большей части девочек. Она рисовала детей всех возрастов, а также пары братьев и сестер и, что не менее важно, изображения матерей и детей.

Портрет девочки, 1901
Портрет девочки, 1901
Портрет девочки, 1905
Портрет девочки, 1905
Девочка держит маленького ребенка, 1904
Девочка держит маленького ребенка, 1904

Но главная заслуга Паулы Модерзон-Беккер - это созданные ею автопортреты. За период творчества она нарисовала более 30 автопортретов.

Автопортрет, 1897
Автопортрет, 1897

Автопортрет, ок. 1903
Автопортрет, ок. 1903

Но и это еще не все. Многие художники писали свои автопортреты. Новаторство Паулы Модерзон-Беккер в том, что она первой создала свой автопортрет в обнаженном виде.

Автопортрет, 1906
Автопортрет, 1906
Автопортрет с веткой камелии, 1906
Автопортрет с веткой камелии, 1906
Автопортрет с красным цветочным венком и ожерельем, 1906-07
Автопортрет с красным цветочным венком и ожерельем, 1906-07

Сейчас это утверждение может показаться странным. Ведь такими портретами в настоящее время никого не удивишь. Но именно Паула Модерзон-Беккер была первой.

Да, можно назвать еще одну женщину - художницу, которая написала себя обнаженной. Это итальянская художница 17 века Артемизия Джентилески. Но в её случае это было вынужденная мера. Артемизия Джентилески не могла найти модель, готовую позировать ей для картины "Сусанна и старцы". Поэтому изобразила себя.

Но Паула Модерзон-Беккер изображала себя обнаженной сознательно. Кроме всего прочего, художница не побоялась изобразить себя беременной. И не только побоялась, но и гордилась этим, показывая миру красоту женского тела, вечность материнства.

Автопортрет на шестую годовщину свадьбы, 1906
Автопортрет на шестую годовщину свадьбы, 1906

Но не все было гладко в жизни художницы. Её не признавали как профессионала. За свою жизнь она продала лишь три картины, выслушала множество негативных отзывов.

"Ее работы оскорбляют немецких женщин и крестьянскую культуру… Безвкусная смесь цветов, идиотские фигуры, вырождающиеся больные дети, отребье...", - писали критики о творчестве художницы.

Тропа с березами, 1899
Тропа с березами, 1899
Старая бедная женщина со стеклянным шаром и маками, 1907
Старая бедная женщина со стеклянным шаром и маками, 1907
Натюрморт с миской и молочником, 1903
Натюрморт с миской и молочником, 1903

Даже собственный муж, Отто Модерзон, признававший творческий путь Паулы, писал: "У нее безграничное чувство цвета, но манера письма кричащая. Она восхищается примитивистами. Ее краски великолепны, но форма, экспрессия! Руки похожи на черпаки, носы — на колосья, рты — на раны. Она все выпячивает".

Сидящая обнаженная девушка с вазой для цветов, 1907
Сидящая обнаженная девушка с вазой для цветов, 1907
Голова девочки на фоне окна, 1902
Голова девочки на фоне окна, 1902

Да и семейная жизнь не удалась. Паула была второй женой художника Отто Модерзона. Первая его жена умерла, оставив дочь. Паула, безгранично любившая Отто, с радостью стала приемной матерью и его дочери.

Мать и дитя, 1902
Мать и дитя, 1902

Но творческая натура Паулы не могла справиться с трудностями быта. Она писала в дневнике: "Брак не приносит счастья. В браке чувство непонимания только удваивается. Ведь вся моя жизнь до брака сводилась к поиску того места, где меня поймут. Не лучше ли в таком случае жить без этой иллюзии, лицом к лицу с истиной одиночества? Я пишу это в своей расходной книге, в пасхальное воскресенье 1902 года, на кухне, где готовлю жаркое из телятины".

Начались метания. Паула уходила от мужа, уезжала в Париж, возвращалась обратно. Вновь уходила. Муж умолял её вернуться, приезжал за ней в Париж.

Пейзаж в Ворпсведе, 1900
Пейзаж в Ворпсведе, 1900

А Паула чувствовала себя там свободной. За 1906—1907 годы, проведенные в Париже, Паула написала около 90 картин.

Автопортрет, 1906
Автопортрет, 1906

Она просила дать ей развод, но Отто объяснял ей, что она не сможет жить одна, не сможет прокормить себя. Ведь её картины по-прежнему не продавались. В Париже её одну картину купил Рильке, и то потому, что был её близким другом.

И Паула не выдержала. В начале 1907 года она вернулась к мужу в Ворпсвед, планируя начать семейную жизнь по новой.

Паула забеременела и страдала от того, что её положение не позволяло ей заниматься живописью так же интенсивно.

Паула Модерзон-Беккер 2 ноября 1907 года родила дочь, которую назвали Матильдой. А через восемнадцать дней после родов скончалась от осложнений беременности. Ей был 31 год.

За несколько лет до этого Паула написала в дневнике: "Если бы только любовь распустилась для меня до того, как я уйду; если бы я могла написать три прекрасные картины, я бы упокоилась с радостью, с цветами в волосах".

Главное желание Паулы исполнилось. Даже сейчас, после беспощадных костров ХХ века (её картины были представлены на выставке "Дегенеративное искусство" в 1937 году. Что с ними стало, знают все), ее картин сохранилось около сотни, и все они прекрасны.

Молодая девушка с желтыми цветами в стакане , ок. 190
Молодая девушка с желтыми цветами в стакане , ок. 190