Движение «Искусства и ремесла» считается в первую очередь движением мира искусства, ратующем за реформы в дизайне. Но не менее значимую часть времени идеологи движения уделяли социальным проблемам, и главные приверженцы «Искусств и ремесел» не делали различия между этими двумя направлениями.
На идеологию «искусств и ремесел» сильно повлияла социальная критика Джона Рескина, на которого, в свою очередь, сильно повлияли работы Томаса Карлейля. Рескин утверждал, что художники должны наблюдать природу, а не копировать старых мастеров, как это было стандартной практикой для художников, получивших академическое образование. Он видел суть социального и нравственного здоровья нации в особенностях ее архитектуры и сути ее труда. Рескин считал механическое производство и концепцию конвейерного разделения труда как рабский труд и считал, что нравственное и здоровое общество требует полностью автономных рабочих, которые сами проектируют продукцию, которую они производят. Фабричные изделия он считал неправильными, так как только мастерство и ручная работа сочетают в себе достоинство и труд. Его сторонники предпочитали ручное ремесло промышленному производству и выражали обеспокоенность по поводу возможного исчезновения традиционных ремесленных навыков (хотя их больше беспокоили последствия фабричной системы, чем сама технология).
Уильям Моррис, в свою очередь, определял «ремесло» как «работу, лишенную какого-либо разделения труда», а не «работу без каких-либо машин». Моррис в студенческие годы в Оксфорде входил в группу, известную как «Бирмингемское братство», известными представителем которой был также Эдвард Бёрн-Джонс. Еще в студенческие годы «Бирмингемское браство» объединило свое понимание романтической литературы с преданностью социальным изменениям, вдохновляя будущее эстетического и социального видения движения «Искусства и ремесла».
Моррис начал профессионально производить мебель и декоративные предметы в 1861 году, основываясь в своих творениях на средневековых источникам и используя смелые формы и яркие цвета. На его дизайн повлияли природа и животные, а на его изделия — домашние или народные традиции британской сельской местности. Некоторые из его предметов были намеренно оставлены незавершенными, чтобы подчеркнуть внутреннюю красоту использованных материалов в дополнение к мастерству ремесленника. Моррис стремился включить все виды искусства в домашний декор, уделяя особое внимание природе и чистоте форм.
Уильям Моррис поддерживал критику Раскина в адрес индустриального общества и выступал против современной им фабрики, разделения труда, использования оборудования, капитализма и упадка традиционных ремесленных технологий. Однако отношение Морриса к промышленному оборудованию было не очень последовательным. В какой-то момент он заявил, что машиностроение следует считать «злой» практикой, однако в других случаях он был готов выполнить производство своих работ на заводах, которые могли удовлетворить его требованиям с помощью машин. Моррис утверждал, что в «правильном обществе», где не производятся ни дешевый мусор, ни предметы роскоши, можно разрабатывать и использовать машины для минимизации рабочего времени.Философия Уильяма Морриса об искусстве и его политические убеждения были тесно переплетены. Он был категорически против уродства современной визуальной культуры и социальной несправедливости. Моррис помог сформировать Социалистическую лигу в Великобритании, открыв каретный сарай в своей резиденции как место для встреч группы. Он также опубликовал различные произведения — от политического манифеста до научно-фантастического романа — о социализме, игнорируя коллег, которые предупреждали, что разделение его противоречивых убеждений может негативно повлиять на его успех как художника. Публичная политическая активность Уильяма Морриса помогла расширить признание социалистической идеологии в Великобритании и остается ключевой частью его наследия.
Однако, Моррис подчеркивал, что художник должен стремиться создавать свои изделия вручную от эскиза до воплощения, подобно тому, как, по его мнению, это происходило в средние века. Моррис считал, что Средние века были эпохой совершенства в искусстве простых людей, потому что ремесленники получали огромное удовольствие от своей работы (впрочем, вы уже поняли, что Моррис идеализировал средневековую жизнь, литературу и архитектуру).
Моррис и его сторонники утверждали, что разделение труда, на которое опирается современная промышленность, создает неблагоприятную творческую обстановку. Но степень, в которой каждый проект должен быть реализован художником, была предметом споров в среде «Искусств и ремесел». Не каждый художник был готов лично выполнять каждый этап производственного процесса. Хотя Моррис хорошо известен своей тягой к приобретению практических знаний в различных ремеслах, включая крашение, ткачество, каллиграфию, печать и вышивку, он не считал разделение труда между художником-создателем эскиза и ремесленником-воплотителем проблемой на своей фабрике (любопытное противоречие, не правда ли?). Уолтер Крейн, близкий политический соратник Морриса, был против разделения труда по этическим и художественным причинам и утверждал, что проектирование и создание должны осуществляться одной рукой. Современник и друг Крейна Льюис Форман Дэй категорически с ним не соглашался.
Рисунки Морриса быстро приобрели популярность, получив признание, когда мастерство его компании было продемонстрировано на Международной выставке в 1862 году. Несмотря на его желание создать демократический вид искусства, популярность работ Морриса снискала в среде среднего и высшего классов. В последние годы XIX века архитектура и интерьеры в стиле «Искусств и ремесел» были популярны в Великобритании, предметы в этом стиле воспроизводились другими компаниями уже с использованием традиционных промышленных процессов.
В одной только Великобритании было основано 130 различных организаций искусств и ремесел, большинство из которых возникли в период с 1895 по 1905 год. К концу XIX века принципы движения оказали значительное влияние на декоративное искусство, включая обработку дерева, мебель, витражи, кружевоплетение, кожевенное дело, вышивка, ткачество, металлообработка, ювелирные изделия, керамика и эмалирование, а также живопись, скульптура, архитектура, графика, книжное производство, фотография и иллюстрация. К 1910 году в моду вошли стиль декоративно-прикладного искусства и все, что делалось вручную.
К началу войны в 1914 году движение находилось в затруднительном положении и было близко к упадку. В финансовом отношении выставка общества искусств и ремесел 1912 года (среди организаторов которой еще были представители «старой гвардии») оказалась полным провалом, так как отказалась от сотрудничества с производителями и представителями торговли в пользу чистоплотной ручной работы. Тем временем в континентальной Европе дизайнеры-последователи движения внедряли инновации в дизайн и успешно формировали альянсы с промышленностью. Отказ «старой гвардии» следовать коммерческой функции считается поворотным моментом в истории движения. Люди, участвовавшие в движении «Искусства и ремесла», остались в истории как радикальные дизайнеры, которые пытались реформировать современное им общество, но в конечном итоге потерпели неудачу и не смогли остановить развитие промышленного производства.
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой
Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Понравился текст? Поддержите нас лайком ❤️
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗️
Больше интересных материалов - в нашем телеграме