Найти тему
Мы вам перезвоним

Ассертивное поведение на работе

Оглавление

В любом коллективе есть сотрудники, которые знают, каких результатов хотят добиться, открыто выражают свое мнение, прекрасно чувствуют свои личные границы и не позволяют другим их нарушать. Все эти качества бывают у ассертивной личности. 

Такие работники будут эффективнее работать, лучше проявлять себя как профессионалы и добиваться больших результатов. Однако, если в корпоративной культуре компании ассертивное поведение сотрудников не приветствуется или пресекается, то лучшие кадры не смогут «прижиться» и уйдут при первой же возможности. 

Что такое ассертивность? 

Ассертивностьэто умение человека уверенно говорить о своих интересах и потребностях, не применяя при этом агрессию, демонстративно-вызывающее поведение или пассивность. 

Ассертивность помогает студентам лучше учиться, а трудящимся лучше выполнять свои обязанности. Ассертивные личности меньше бывают подвержены стрессу, депрессии и профессиональному выгоранию. Это качество личности помогает лучше справляться с неблагоприятными факторами за счет того, что его обладатели не подавляют свои эмоции, не надевают маски и открыто делятся своим мнением с окружающими людьми, а не только с личным психологом за закрытыми дверями. 

Пример пассивного, агрессивного и ассертивного поведения.

Саша и Маша — соисполнители крупного и очень ответственного проекта. Саша начал злоупотреблять добротой Маши и возложил на нее большую часть работы, в том числе ту, которую должен делать специалист его квалификации. Маша теперь в замешательстве: как быть и как донести до Саши, что такое положение дел ее не устраивает?! У Маши есть три варианта на выбор. 

Вариант 1. Агрессивное поведение

Маша может начать говорить все, что думает об этой ситуации на повышенных тонах, не выбирая слова. Если Маша выберет эту стратегию, то Саша, возможно и начнет делать свою работу и даже завершит этот проект вместе с агрессивной коллегой. Но неприятный осадочек от этой ситуации у него останется. К тому же, это может сильно испортить репутацию Маши. 

Вариант 2. Пассивная агрессия

Маша будет молчать и продолжать делать работу и за себя, и «за того парня». В этом случае, она будет проявлять пассивную агрессию. Это негативно скажется на командной работе, может стать причиной интриг и сплетен на работе. 

Вариант 3. Ассертивное поведение.

При выборе этой стратегии, Маша открыто скажет Саше, что именно ей не нравится и что она больше не сможет делать проект преимущественно одна. Именно ассертивное поведение Маши поможет им найти конструктивное решение этой проблемы и минимизировать конфликт. 

Ассертивность и корпоративная культура

Есть компании, в которых ассертивное поведение сотрудников приветствуется и всячески поощряется. Чтобы работники стали ассертивными, первым делом стоит познакомить их с этим понятием и объяснить ее суть. Именно ассертивные сотрудники будут работать на результат, добиваться больших успехов и помогут компании выйти на новый уровень развития. 

Ассертивность помогает:

  • улучшить отношения с коллегами, уважать себя и других участников команды;

  • открыто выражать свои мысли, эмоции и чувства. Не подавлять их и не оставлять на «другой раз»;

  • повысить производительность труда;

  • уверенно взаимодействовать с коллегами и руководством;

  • меньше испытывать стресс, поддаваться негативным эмоциям и тревоге;

  • легче развивать другие лидерские качества, навыки руководства и улучшить работу команды. 

В целом, ассертивное поведение является ключевым фактором успеха в любой сфере жизни, особенно в профессиональной. Оно помогает людям устанавливать здоровые границы и достигать поставленных целей, что делает работу более приятной, эффективной и экономически выгодной.