- В ентот день птичка гнезда не вьёт, девица – косу не плетёт, - говорила бабка Фёкла, вплетая в Сонькины косицы капроновые банты.
- Баб, а раз нельзя, то чего ж ты мне их плетёшь-то? – спрашивала внучка, морщась, когда бабуля слишком уж сильно дёргала её за волосы.
- А чегой же ты пойдЕшь в школу растрёпой? Не выходной сёдни – приходится плести, а то тебя и со школы погонят, лохмату таку поганой метлой. А в пословице про девицу сказывается. А ничего не говорится, что старухам волосья плести нельзя, тем паче не себе, а внучке роднОй.
И бабка продолжала издеваться на Сонькиными тонюсенькими косичками.
Саньке косы плести не надо, потому он спит ещё. Сестра завтракать – его только будят.
Саньку приходится поднимать жёстко, иначе он не понимает и может через некоторое время снова в спячку впасть. Баба Фёкла стаскивает с внучкА одеяло и трясёт его:
- Вставай, сонька-засонька! Хто рано встаёть, тому Бог подает.
Санька уворачивается от бабки, но та тормошит мальчишку, не позволяя ему вновь провалиться в сон.
- Ну, как же ты на работу-то просыпаться станешь, коль сон краше жизни нашей? Вставай, счас Сонька все ватрушки с вареньем съест. Их малым-мало осталося.
Санька, сообразив, что сон ему уже не светит, вскакивает несётся умываться. Вот так каждый день: утром - не разбудить, на ночь – не уложить, в выходной – на ногах, сразу после бабки встаёт. Аномалия!
Сонька уже за столом лакомится плюшками с вареньем малиновым да наслаждается бабкиным рассказом. Она уже рядом сидит. Соньке кажется она такой уютной и красивой в своём цветастом фартуке, белом платочке, лицо её ласковое и милое, глаза светлые, словно небо погожим вечером, лучатся и играют, а слова льются, журчат, что родник:
- Сегодня дён особый - праздник светлый. Благая весть матере Иисусовой, деве Марии, пришла от ангела небесного, что сыночка она родит, спасителя нашего.
Бабка кидает опасливый взгляд через плечо, хотя знает, что отец на работе уже, но тот таких россказней не приветствует, и бабка опасается. Отца ожидаемо в ближайшей видимости не наблюдается, и она продолжает:
- В такей дён родиться – счастье великое. Бог тебе, Сонюшка, благоволит. Вишь, в июне должнО тебе на свет явиться, а ты - в этот день. Поторопилась! На всё воля Божия… Сёдни суббота, Благовещение, но твой день завтрева отмечать будем. В Благовещение не принято веселиться да галдеть. Да, и суббота – день рабочий. Завтрева выходной. Накроем стол, друзей позовёшь. Последнее рожденье в этой деревне у тебя, - она смахивает непрошенную слезинку, - матерь из району возвернётся, вкусностей каких к столу привезёт, городских…
За столом уже и Санька. Тот степенностью не отличается и бабкины рассказы долго не слушает – съедает, давясь, плюшку, запивая сладким чаем. Одну запихивает в портфель:
- Сонька, быстрее, ждать не буду!
Сестрица натягивает старенькую куртёшку, рукава которой этой весной уж слишком коротки стали, и присоединяется к Саньке.
Впереди рабочий день.
***
В школе поздравляют сегодня – там что Благовещенье, что нет. Спели каравай, как малыши, дёрнули Соньку за уши, подарили разные мелочи – авторучки, расчёски, тетрадки, мыло. Всё одно - радость.
«Дар — не купля: не хаят, а хвалят, - думает Сонька бабкиной пословицей,- что не говори, а поздравления приятны".
А вечером мама приехала. И неожиданный подарок – курточка зелёная, мягонькая, с капюшоном и белыми помпончиками на вязочках. Сонька и не ожидала – знала денег не густо.
- Этот подарок тебе от тёти Поли. Помнишь, она к тебе в больницу ходила? И ночевали мы у неё не раз. Это она тебе курточку купила. Помнит тебя. Обещала в гости приехать на майские, - объяснила мама.
Сонька подарку рада-радёхонька. И о тёте Поле помнит. Она вроде и не родня им, но и родня. Это приёмная дочка бабки Фёклы:
- Мужика моего второго дочка! Мать-то её в родах помёрла, а он на мине жонился ужо, когда у него дитёв двое былО. Полечка - младенчик ишшо, полгода не минуло. У мине и свои-то двое. А мужик на фронте сгинул. Потом ишшо общие народились. Вот и вырастила я тройных детей, - это Соньке множество раз рассказывала бабушка. Спали они в одной комнате, а разговоры на ночь – обычное дело.
Вот и привечает тётя Поля бабку теперь, как мать свою, а с нею почему-то и Соньку любит.
- У неё сыны одни рОдились, а ей дочку ужо очень хотелося, такую же трандычиху, как ты, Сонька, - поясняет бабка, улыбаясь, - Полечка мне дочка любая, как и рОдные мои деточки.
***
Ночью Соньке снится ангел, который парит над нею и говорит-говорит что-то ласковое бабкиным голосом, а потом вдруг светит в лицо фонариком так, что глазам больно. Оказывается, не фонарик это вовсе, а яркое солнце через штору бьёт в окно.
Наступил долгожданный день.
Бабка с матерью на кухне возятся – пахнет вкусно пирогами. В сенях стынет компот. А Сонька в новой курточке и в резиновых сапогах бредёт по колено в грязи по дороге встречать гостей, хоть это и необязательно. Но куртку-то новую как показать! По обочинам звонко журчат ручьи. А Сонька высматривает гостей, двигаясь вперёд по жутко грязной дороге. Колеи от лесовозов в пояс. Везде лужи.
- И угораздило ж её родиться в такую грязь! Но хоть не в трескучий мороз, как Санька и то хорошо! – думает именинница.
А вот и лужа огромная! Грех её глубину не измерить! И Сонька не Сонька, если не выяснит – скроет сапог вода, иль нет. И девчонка ступает в холодную воду. Уже до средины почти добрела - бряк, и валяется почти посредине той самой лужищи. В грязной жиже и куртка, и шапка, в сапогах вода.
А дома бабка:
- А что енто за чудо-чудесное? Хде енто ты так? А красавишна кака… Была б Сонька, а грязь найдётся.
Мама повела дочку в баню грязь смывать, благо, с вечера ещё тепло там. Заодно и куртку замочили в большой ванне. А то как она нестираная-то!
Сидела Сонька за праздничным столом с мокрыми волосёнками, в старом тёплом халатике. А гости всё удивлялись её не праздничному одеянию.
Вдруг в сенях что-то зашумело, загрохотало, заревело. Через порог шагнула Ленка, Сонькина подружка. С неё текла вода – тоже в лужу упала.
- Этой ж такое-то! Неужто обойти ту лужу нельзя никак. Ровно про вас сказано: «Свинья везде грязи найдёт!» – ворчала бабка.
Мама пошла мыть Ленку.
Потом всё же праздновали. И за столом две девчонки в байковых халатах да с растрепанными косами – что две сестрёнки.
Предыдущие рассказы из серии "Неслухи" по ссылке
Рассказы из серии "Диалоги Рыжего" по ссылке
Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста и его фрагментов без разрешения автора запрещено.
Дорогие мои читатели!
Читают мои рассказы многие, а число подписчиков не растёт в последние месяцы совсем. Прошу вас, подписывайтесь! Я рада всем! И комментарии тоже приветствуются! Новички, читайте рассказы с самого первого( "Пожар") "Неслухи" - это сериал с одними и теми же героями, Сонькой и Санькой. Надеюсь, вам понравится.