Найти тему
KinoGeek

Все фильмы Дэнни Бойла: от худшего к лучшему

Оглавление

В Голливуде сегодня сложно найти похожего на Дэнни Бойла режиссёра: постановщик с первого же проекта завоевал внимание особого стана зрителей, приковав их к экрану раскрытием актуальных современных проблем и невероятной "клиповой" обёртке. Да, то, что отличает Бойла от многих других современных режиссёров - это его собственный, обособленный от остальных авторов, стиль съёмки, больше напоминающий собой не полнометражное кино, а огромный полуторачасовой клип с достаточно рисковыми и редкими операторскими приёмами (акцентирование на лицах персонажей под голландским углом, впридачу к очень частым "торможениям" кадра, прямо как в тех же музыкальных клипах) и невероятно сочной цветовой палитрой, с которой Бойл максимально преисполнился только к самым последним проектам в своей фильмографии на данный момент. Да, в карьере Дэнни Бойла бывали крышесносящие успехи, но бывали так же и провалы, пускай и не такие громкие. Какие же они? В этой статье разберём по полочкам все фильмы известного "клипмейкера" под видом голливудского режиссёра, от худшего к лучшему. Для составления рейтинга я высчитывал средний балл от кинокритиков и зрителей с таких киноагрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

13. "Менее привычная жизнь" (1997)

Средний балл - 58,7%

После невероятного успеха своего первого большого проекта, всего через два года Дэнни Бойл решил, что жанр чёрной комедии сгодится и для его нового фильма: "Менее привычной жизни", которая повествует одновременно и о любви людей с разных социальных прослоек, и об ангелах, посланных с небес следить за двумя непохожими влюблёнными. Да, эта история уже сейчас может показаться фарсовой, однако всё бы могла исправить фирменная техническая часть Бойла, которую он, увы, так и не смог довести в идеале до конца, в итоге оставив почитателей обоих жанров у разбитого корыта: для любителей смешной комедии здесь недостаточно этого самого угарного юмора, для любителей символичного фэнтези - его здесь кот наплакал, а любители романтических мелодрам так и не поймут, что они только что посмотрели: это то ли чёрная комедия на анаболиках, то ли какая-то философская притча для "не таких, как все", то ли самый проходной фильм Дэнни Бойла, в который он даже не попытался вложить хотя бы частичку своей души. От того и обидно

-2
- Если бы распространился слух, что меня освободили за полмиллиона долларов, я бы никогда больше не смогла показаться в приличном обществе. Бриллианты не имеют никакой ценности, кроме той, которая на них возложена.

12. "Пляж" (2000)

Средний балл - 62,5%

Заново попробовав себя в качестве постановщика чёрной комедии, после провала "Менее привычной жизни" Бойл решил попробовать себя уже в полностью другом жанре: таинственном приключенческом триллере, в котором всё не так, как кажется на первый взгляд. "Пляж" с молодым Леонардо ДиКаприо - достаточно странное кино, поскольку банально не понимает, в каком темпе оно выдержано. Первая половина фильма - это действительно невероятно лёгкое, беззаботное и расслабляющее приключенческое кино с особым летним шармом (которое даже может пробудить у некоторых зрителей желание начать путешествовать по миру), однако ближе ко второй половине "Пляж" резко забывает, про кого, или про что он снят. В истории начинает твориться полная бессюжетная ахинея, присутствуют даже отдельные моменты, никоим образом не связанные по композиции друг с другом, из-за чего создаётся ощущение просмотра пустого фильма. Увы, Дэнни Бойл так и не смог довести начатое до конца, вследствие чего "Пляж" уже в третьем акте растерял всю свою изначальную харизму. Это действительно тот самый фильм, который ищешь всю свою жизнь, но только его первую половину...

-3
- Поверьте мне, это рай. Сюда приходят голодные, чтобы накормиться. Ибо мое поколение - это поколение, которое путешествует по земному шару в поисках чего-то, чего мы раньше не пробовали. Поэтому никогда не отказывайтесь от приглашения, никогда не сопротивляйтесь незнакомому, никогда не теряйте вежливости и никогда не злоупотребляйте гостеприимством. Просто держите свой разум открытым и впитывайте этот опыт. И если это причинит боль, знаете что? Наверное, оно того стоит.

11. "Yesterday" (2019)

Средний балл - 65,7%

На данный момент последний фильм в фильмографии Дэнни Бойла (за последние четыре года под его руководством вышел только сериал "Пистолет" для стрим-сервиса Hulu), но на этот раз - один из самых меланхоличных проектов режиссёра, а для него самого - пожалуй, самый личный и ностальгичный. "Yesterday" - целиком и полностью посвящённая величию музыкальной группы "The Beatles" история, которой Бойл полноценно отдаёт дань памяти и уважения, однако помимо рефлексии по молодым годам постановщика и его выраженной любви к "битлам", лента мало чем может заинтересовать зрителя. В ней недостаточно ярко выраженная любовная история, вокруг которой, в основном, и разворачивается основная сюжетная линия картины, и очень не ровный баланс между музыкальным и философским жанром, размышляющим о теме заимствования чужого успеха и сложности появления резкой популярности. Да, от "Yesterday" по итогам не получаешь особо сильных негативных впечатлений, но фильм мало на что претендует, и уж точно является одним из самых простых произведений Бойла

-4
- Ты хочешь хорошей жизни? Это совсем не сложно. Скажи девушке, которую ты любишь, что ты любишь ее. И говори правду всем, когда сможешь.

10. "Транс" (2013)

Средний балл - 69,3%

Захотел Дэнни Бойл закосить под Кристофера Нолана, а в итоге стал новым М. Найтом Шьямаланом - по крайней мере, так над историей "Транса" любят прикалываться очень многие сегодняшние синефилы. Да, по части визуала и обалденной технической части, "Транс" - один из самых выдающихся проектов Бойла за всю его фильмографию, где режиссёр по-максимуму преисполнился своим фирменным постановочным стилем, но что же насчёт истории, которая получилась невероятно быстрой, сумбурной и иногда даже бредовой? "Транс" изначально разговаривает со своим зрителем на одну тему, после - переключается на другую, а под конец - размышляет на совершенно противоположную, из-за чего от просмотра создаётся лютый диссонанс, и вопрос: а что я только что посмотрел? Историю о важности произведений искусства? Да вроде бы нет. А может философскую трактовку про то, что окружающие нас люди по итогам и оказываются главными злодеями в наших жизнях? С одной стороны да, а с другой уже нет. А может в этом изначально не было никакого смысла, а сам Дэнни Бойл просто хотел закосить под "Мементо" Криса Нолана? Такой вариант лично мне нравится больше. Эту историю можно было при всём желании довести до полного ума, если бы Бойл на секунду задумался о прописании не только технической, но и сценарной части. Увы, мог выйти шедевр, но вышел лишь пшик. Но, по праву, с потрясающим визуалом

-5
- У нас есть секреты от многих людей, но больше всего мы храним их от самих себя. И мы называем это забвением.

9. "Миллионы" (2005)

Средний балл - 72%

Один из самых простых и душевных фильмов Дэнни Бойла, не претендующий на что-то выше обычной небольшой похвалы от зрителей: в отличие от того же "Yesterday", "Миллионы" изначально не пытаются выглядеть заумным и символичным кино, а сразу же раскрывают зрителям свою истинную сущность: это всего лишь добрая притча о том, что чудо может существовать в сердцах миллион добрых людей по всему свету. Всего лишь история о мелких пацанах, на голову которым (в прямом смысле этого слова) сваливается денежный мешок, и которые пытаются потратить эти деньги за одну неделю с чистой душой и по зову сердца. И всю эту наивную поучительную историю Дэнни Бойл заворачивает в обёртку своего фирменного "клипового" визуала, в лучших традициях его самых первых проектов. "Миллионы" - пускай не то кино, про которое вы обязательно вспомните через определённое время, но оно оставляет после себя должные чувства и эмоции. А это уже немалого стоит

-6
- Я думал, это пришло от Бога... у кого еще могли быть такие деньги?

8. "Т2 Трейнспоттинг" (2017)

Средний балл - 72,1%

Спустя двадцать лет после крышесносящего успеха первого "Трейнспоттинга", Дэнни Бойл решил снять прямое продолжение своего, пожалуй, самого успешного и уже культового проекта во всей карьере. Однако "Т2" очень сильно отличается по духу и настроению от оригинального произведения, и это важно понимать каждому: фильм - больше рефлексия и ностальгия по молодым годам главных героев, который со всей душой и теплотой относится к девяностым годам и самому первому "Трейнспоттингу". В сиквеле авторы задают героям больше вопросов, а символичный слоган "Выбери жизнь" переквалифицируют в "Выбери своё будущее". Лента учит нас не зацикливаться на проблемах и обидах прошлого, и стараться жить дальше, плыть по течению, по течению, которое мы определяем сами. Сюжетные арки абсолютно всех персонажей окончательно подходят к своему завершению, а Дэнни Бойл в конец преисполняется и по-максимуму апгрейдит свой потрясающий визуальный стиль: второй "Трейнспоттинг" - чуть ли не самый красивый фильм в карьере режиссёра, каждый кадр в котором что-то да обозначает или трактует. Это отлично дополненная и окончательно завершённая история на все времена, продолжение которой точно не требуется

-7
- Что такое "Выбери жизнь"?
- Что?
- "Выбери жизнь". Саймон иногда так говорит. Он говорит: "Выбери жизнь, Вероника!"
- "Выбери жизнь"... "Выбери жизнь" - благонамеренный слоган кампании по борьбе с наркотиками 1980-х годов, и мы часто добавляли к нему что-то новое, так что я мог бы сказать, например, "выбери... дизайнерское нижнее белье", в тщетной надежде вдохнуть немного жизни в мертвые отношения. Выбери сумки, туфли на высоком каблуке, кашемир и шёлк, чтобы почувствовать себя счастливой. Выбери iPhone, сделанный в Китае женщиной, которая выпрыгнула из окна, и положи его в карман своей куртки, только что сделанной рабским трудом в Южной Азии. Выбери Facebook, Twitter, Snapchat, Instagram и тысячу других способов излить свою желчь на людей, которых вы никогда не встречали. Выбери обновление своего профиля, расскажи миру, что ты ела на завтрак, и надейся, что кому-то, где-то не все равно. Выбери поиск старых друзей, отчаянно пытающихся поверить, что ты выглядишь не так плохо, как они. Выбери ведение живого блога, от твоей первой мастурбации до твоего последнего вздоха; взаимодействие с человеком сводится не более чем к данным. Выбери "десять вещей, которые вы никогда не знали о знаменитостях, перенесших операцию". Выбери крики об аборте. Выбери шутки об изнасиловании, позор шлюх, порно из мести и бесконечный поток депрессивного женоненавистничества. Выбери, что 11 сентября никогда не было, а если и было, то это были евреи. Выбери контракт с нулевым рабочим днем и двухчасовую поездку на работу. И выбери то же самое для своих детей, только хуже, и, возможно, скажи себе, что лучше бы их никогда не было. А потом сиди сложа руки и заглушай боль неизвестной дозой неизвестного наркотика, приготовленного на чьей-то гребаной кухне. Выбери невыполненное обещание и пожалей, что не сделала все по-другому. Выбери никогда не учиться на собственных ошибках. Выбери просмотр повторения истории. Выбери медленное примирение с тем, что ты можешь получить, а не с тем, на что ты всегда надеялась. Соглашайся на меньшее и сохраняй при этом мужественный вид. Выбери разочарование и выбери потерю тех, кого ты любишь, затем, когда они исчезают из виду, частичка тебя умирает вместе с ними, пока ты не сможешь увидеть, что однажды в будущем, кусочек за кусочком, все они исчезнут, и от тебя не останется ничего, что можно было бы назвать живым или мертвым. Выбери свое будущее, Вероника. Выбери жизнь.

7. "Пекло" (2007)

Средний балл - 72,3%

Безоговорочно, "Пекло" - самый красивый фильм в карьере Дэнни Бойла (если не один из самых красивых фильмов во всём кинематографе в принципе), который просто поражает своим размахом, масштабом, визуалом и остальной идеальной технической частью: невероятная операторская работа, потрясающая графика (и это 2007-й год и бюджет в 50 миллионов долларов, напоминаю!), сочная цветовая палитра, символичное расположение персонажей и объектов в камере, звонкий и доводящий до мурашек саундтрек, а под копилку - крайне захватывающая история, повествующая о последней надежде умирающего человечества, летящей к гаснущему Солнцу через всю Галактику, чтобы запустить внутри новую звезду, которая может дать шанс Земле на новую жизнь. Дэнни Бойл разжёвывает в своей ленте для самых непонятливых зрителей все архетипы персонажей своей ленты, и, в отличие от многих других космических умных фантастик, вроде того же "Интерстеллара" ("Пекло" можно назвать своеобразным "отцом" для работы Нолана), здесь ты привязываешься к каждому герою и его характеру. Ну а наполняется всё дело свыше "клиповым" визуалом Бойла: хотя элементы стрёмного слэшера в третьем акте явно выбивались из общего тона ленты

-8
- Ты боишься смерти?
- Когда срабатывает звездная бомба, сначала взрыв очень мелкий - а затем возникнет искра, и она на мгновение зависает в пространстве, а затем разделяется на две части, и те разделяются снова, и снова, и снова... детонация за пределами всякого воображения - большой взрыв в малом масштабе - новая звезда, рожденная из умирающей... Я думаю, это будет прекрасно... Нет, я не боюсь смерти
- ...А я боюсь

6. "Неглубокая могила" (1994)

Средний балл - 73%

Режиссёрский дебют Дэнни Бойла, в котором постановщик только искал свой фирменный визуальный стиль (полноценно он справится с поисками только во время съёмок первого "Трейнспоттинга"), однако в "Неглубокой могиле" чувствуется и шарм ведущего автора этой занимательной истории, и доля некой загадочности происходящего, и даже мелкие налёты настоящего сюрреалистичного триллера, показывающего все пороки и недостатки современного человека, пагубного на деньги и желание иметь богатую жизнь. "Неглубокая могила" - история прежде всего о том, что зелёные бумажки могут сделать с коллективом лучших и преданных друг другу друзей, о том, как погоня за наживой может обернуться для простых людей боком, и о том, что лёгких денег в этом мире просто не существует. Всё-таки Бойл всегда снимал кино про простых людей и их проблемы, поэтому лучше работы для своего дебюта выбрать было просто нельзя. Режиссёр справился даже тут

-9
- Мне не стыдно. Я познал любовь. Я познал отказ. Мне не стыдно заявлять о своих чувствах; возьмем, к примеру, доверие или дружбу. Это самые важные вещи в жизни. Это те вещи, которые имеют значение, которые помогают нам на нашем пути. Если ты не можешь доверять своим друзьям, что ж, что тогда?.. Что же тогда?... Я верю в друзей. Я верю, что они нам нужны. Но если однажды ты больше не сможешь им доверять, что ж, что тогда?.. Что же тогда?

5. "Стив Джобс" (2015)

Средний балл - 73,7%

Что вы знаете о Стиве Джобсе? Прежде всего, что это основатель модернизированной компании Apple, которая сегодня занимает почётный золотой пьедестал в сфере продаж электроники: телефонов, планшетов, компьютеров и даже умных часов. Но как Джобс пришёл к такому успеху? И что этот, поистине, гениальный человек представлял из себя в жизни? Именно об этом и рассказывает первый и последний байопик в карьере Дэнни Бойла, в котором место нашлось даже фирменному визуальному стилю постановщика. Однако "Стив Джобс" не совсем походит на байопик в привычном понимании этого слова: скорее, это просто пара вырезок из жизни талантливого директора компании, каждая из которых как-либо олицетворяет внутреннее моральное положение Джобса в его личной жизни. Да, по уровню прописанности персонажей это далеко не "Социальная сеть" Дэвида Финчера (они очень похожи по духу), однако от "Джобса" действительно получаешь удовольствие. Удовольствие от вскрытия правды: даже у богатых и известных на весь мир людей могут быть внутренние проблемы, которые они со временем преодолевают, полагаясь на поддержку близких. Очень чувственный мотив в достаточно чувственном и личном байопике

-10
- Чем ты занимаешься? Ты не инженер. Ты не дизайнер. Ты не можешь забить гвоздь молотком. Я собрал печатную плату! Графический интерфейс был украден! Так как же так получилось, что десять раз за день я читаю "Стив Джобс - гений"? Какова твоя роль?
- Музыканты играют на своих инструментах. Я же руковожу оркестром.

4. "28 дней спустя" (2002)

Средний балл - 75,3%

По фирменному стилю Бойла с самого начала запуска карьеры творца плакал зомби-триллер: жанру просто был необходим один человек, который смог бы его реанимировать из долгого застоя после завершения трилогии "Зловещих мертвецов" Сэма Рэйми. А поэтому "28 дней спустя" стал для фанатов этого направления настоящим свежим глотком воздуха: Бойл смог наполнить историю проекта невероятно мрачной и холодной атмосферой, тревожным саспенсом и потрясающим визуалом, который практически от первого лица передаёт все страхи и переживания персонажей, оставшихся один на один вместе с прожорливыми кровожадными ходячими в огромном английском мегаполисе. Но Бойл хорош ещё и тем, как мощно и подробно он разделил всю историю "28 дней" на три повествовательных акта по уровню страха и напряжения: первый - практически полная тишина и неизведанность происходящего, второй - слэшер в привычном понимании этого слова, с погонями и драками с обезумевшими мертвецами, а третий - уже настоящий триллер о человеческих чувствах и взаимоотношениях перед лицом ужасной катастрофы. Фильм пугает прежде всего не образами самих зомби, а поведением людей, застрявших в этой безвыходной ситуации. Именно поэтому сегодня "28 дней спустя" стал культовым хоррором, цитирующимся и приводящимся в пример всем современным хоррор-мейкерам

-11
- Ханна, все в порядке! Он не заражен.
- Но я думала, что он кусал тебя.
- Мы целуемся. Я целовал ее. Ты под кайфом?
- Это долгая история.

3. "127 часов" (2010)

Средний балл - 78,1%

Человек перед лицом опасности - типичная тема для всех фильмов Дэнни Бойла, а "127 часов" - фильм целиком и полностью про одного конкретного человека, оказавшегося в, казалось бы, безвыходном положении: в мелком ущелье между скалами, с застрявшей под здоровым тяжёлым камнем правой рукой. Фактически, вся лента - это театр одного актёра, Джеймса Франко, который здесь преисполнился на таком уровне, что моментом затмил все свои предыдущие роли. "127 часов" - очень тяжёлая и суровая история о выживании, о стремлении человека выбраться из своего положения, где параллельно с попытками спастись нам полностью раскрывают характер главного героя, со всеми его загонами, переживаниями, мотивами и страхами. Да, вы не найдёте здесь какой-то закрученной философии или слишком тяжёлых мотивов, как в том же "Трейнспоттинге", однако "127 часов" создан всё-таки для пояснения совсем другой мысли: желания жить. И готовности идти на жертвы ради этого самого желания. Кстати, мне одному лента практически полностью напомнила какой-то рекламный клип? По крайней мере, к этому свою руку приложил Бойл. Отчётливо видно невооружённым глазом

-12
- Вы знаете, я тут подумал. Всё так и есть... просто всё складывается воедино. Это я. Я выбрал это. Я выбрал всё это. Этот камень... этот камень ждал меня всю мою жизнь. За всю свою жизнь, с тех пор как он был кусочком метеорита миллион, миллиард лет назад там, в космосе. Он так долго ждал, чтобы прилететь сюда. Верно, прямо сюда. Я двигался к этому всю свою жизнь. С той минуты, как я родился, каждый мой вдох, каждое действие приводили меня к этой трещине на поверхности земли.

2. "Миллионер из трущоб" (2008)

Средний балл - 81%

Сделанное по всем лекалам "Оскара" кино, которое, тем не менее, оставляет после себя должные приятные меланхоличные чувства и ощущения от просмотра. "Миллионер из трущоб" - история о полной жизни одного конкретного человека, Джамала Малика, начиная с его детства и заканчивая зрелостью, и самим участием в той самой телепрограмме, музыка которой стала уже максимально заевшей в ушах, благодаря тем же старым мемам в интернете. Используя многие болливудские приёмы (не зря авторы сотрудничали с индийскими кинематографистами при создании своего проекта), лента здорово обыгрывает многие жизненные препятствия на пути Джамала, переиначивая оригинальный литературный первоисточник на новый, более современный, лад и по полочкам раскрывая все внутренние переживания главного героя. Да, "Миллионер" - местами очень наивное и прямолинейное кино, которое излишней "розовостью" может даже отпугнуть, однако и такие фильмы имеют место быть в кинематографе, в котором сегодня кишат только лицемерие и эгоизм. Но вот вопрос: заслуживает ли подобное кино "Оскара"?

-13
- Последний вопрос на двадцать миллионов рупий, и он улыбается. Я думаю, ты знаешь ответ.
- Веришь ты в это или нет, но я не знаю
- Не знаешь? Значит, ты берешь десять миллионов и уходишь?
- Нет. Я буду играть.

1. "На игле" (1995)

Средний балл - 82,5%

А кто ещё мог стоять на золотом месте? Только самый культовый фильм в карьере Дэнни Бойла, фильм, который сегодня входит в золотую классику кинематографа, и который приковал внимание всех зрителей к экранам благодаря невероятно насыщенной истории, визуальному стилю режиссёра и блестящему нарративу с отлично прописанной моралью. "Трейнспоттинг" - история о четырёх наркоманах, каждый из которых проходит собственную, обособленную от других, сюжетную линию, чтобы в концовке ленты прийти к одному конкретному мотиву: выбери жизнь. Выбери эту чёртову жизнь. Не будь нигилистом или пацифистом, а просто живи. Этот финальный монолог главного героя ленты, Рентона, буквально стал настоящим слоганом движения против наркотиков в середине девяностых годов, и актуален даже сегодня: и всё это под потрясающей красивой обёрткой, где Дэнни Бойл окончательно находит свой фирменный постановочный стиль, нарочно снимая "Трейнспоттинг" как полуторачасовой музыкальный клип, с ярко-кислотными тонами, басящим саундтреком и невероятно красивыми видами Эдинбурга и его окраин. Да, местами жёсткий, местами излишне пошлый и даже подзатянутый, однако заставляющий заново осмыслить нашу жизнь и дарующий желание двигаться через препятствия и дальше. Мощное кино, подобное которому снимут ещё очень не скоро. "Реквием по мечте" - отдыхай, ты тут даже не ровня

-14
- Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью. Выбери чертовски большой телевизор, стиральные машины, автомобили, проигрыватели компакт-дисков и электрические открывалки для консервных банок. Выбери хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и стоматологическую страховку. Выбери выплаты по ипотеке с фиксированным процентом. Выбери начальный дом. Выбери своих друзей. Выбери одежду для отдыха и соответствующий багаж. Выбери костюм-тройку, купленный напрокат, из широкого ассортимента тканей. Выбери сидеть на этом диване и смотреть отупляющие, сокрушающие дух игровые шоу, запихивая в рот гребанную нездоровую пищу. Выбери гнить в конце всего этого, исписавшись напоследок в убогом доме, не более чем позор для эгоистичных, испорченных сопляков, которых ты породил, чтобы заменить себя. Выбери свое будущее. Выбери жизнь... Но с чего бы мне хотеть делать что-то подобное? Я решил не выбирать жизнь. Я выбрал что-то другое. И каковы же причины? Для этого нет никаких причин. Кому нужны причины, когда у тебя есть героин?