Найти тему
ПоУшиВКино

Комедийный фильм об ограблении “Афера” (1973, The Sting): Большая сила мелкого кидалы

Оглавление

Любопытная вещь. Мне кажется, раньше бы я не оценила фильмы Старого Голливуда по достоинству, если бы не начала просмотры с современного кино. Именно потому, что технологии шагнули достаточно далеко, и, если раньше декорации изготавливались относительно проще, чем сейчас (которые можно даже дорисовать с помощью VFX), современному зрителю разница бросается в глаза, и можно посчитать старое кино слабым.

Но я для себя обнаружила, как сильно мне нравятся эти производственные наивность и искренность, благодаря которым ярче видна эволюция в новых фильмах. Фильмы старых лет вроде “Аферы” про мошенничество, ограбления или аферистов заложили феноменальную основу для их собратьев в жанре, что производятся сейчас. Чего стоит хитроумная фишка Гондорффа с игрой в телеграф, когда используют задержку по времени, чтобы узнать результаты скачек и сорвать куш.

Постер к фильму "Афера", 1973, режиссёр Джордж Рой Хилл (George Roy Hill)
Постер к фильму "Афера", 1973, режиссёр Джордж Рой Хилл (George Roy Hill)

Сюжет

Мелкий кидала Джонни Хукер (Роберт Редфорд) и его напарник Лютер, сами того не ведая, обманули крупного чикагского мафиози Дойла Лоннегана (Роберт Шоу), когда провернули свою обычную авантюру на скорую руку – обокрали первого встречного, и им повезло. Первый встречный оказался курьером Лоннегана, доставлявшим крупную сумму.

-2

После этого дела Лютер сообщает Хукеру, что отходит от мошеннических дел в пользу законопослушного занятия, а взамен себя советует товарищу другого компаньона – лучшего мошенника Генри Гондорффа (Пол Ньюман), правда находящегося в настоящее время в подавленном состоянии из-за того, что его взяли агенты ФБР, сорвав крупное дело.

Возможно, Хукер и не обратился бы к Гондорффу, несмотря на совет Лютера, но ситуация подтолкнула к решению – люди Дойла убивают Лютера. Хукер попросил Гондорффа научить его работать по-крупному, чтобы отомстить и заодно обчистить мафиози до нитки. А Гондорфф, храня добрую память о Лютере, согласился помочь Хукеру.

Пол Ньюман исполнил роль Генри Гондорффа (ему нужна была хитовая роль, и этот фильм стал тем самым, который принёс ему желаемое) и Роберт Редфорд исполнил роль Джонни Хукера (изначально хотел отказаться, потому что считал, что это неинтересно)
Пол Ньюман исполнил роль Генри Гондорффа (ему нужна была хитовая роль, и этот фильм стал тем самым, который принёс ему желаемое) и Роберт Редфорд исполнил роль Джонни Хукера (изначально хотел отказаться, потому что считал, что это неинтересно)

Мои впечатления после просмотра

Режиссёр Джордж Рой Хилл (George Roy Hill), несмотря на то, что действие фильма разворачивается в 1936 году, вовсе не хотел воссоздавать эту эпоху на экране, он хотел сделать его похожим на 30е гг по духу. В целом так и получилось. На основе просмотренных для вдохновения фильмов 30х он создал нужный эффект.

Убрал чрезмерную массовку, добавил музыку Скотта Джоплина (переосмысленную другим исполнителем), которая использовалась в классике жанра гангстерского кино “Враг общества” (1931, The Public Enemy), он разделил акты фильма художественными артами в исполнении Ричарда Амсела, что тоже свойственно кино той эпохи. Ещё одним возвратом к прошлому стал автомобиль Дойла Лоннегана. Это был Pierce Arrow 1935 года, который одолжил для съёмок один из продюсеров фильма Тони Билл (Tony Bill).

Возможно, фильм неидеален, и, может, “Блеф” (1976, Bluff storia di truffe e di imbroglioni) мне нравится больше, но Роберт Редфорд (Robert Redford) и Пол Ньюман (Paul Newman) сами по себе и их творческий дуэт, костюмы авторства Эдит Хед, странная музыка для фильма о мошенниках в Чикаго и противоречивая развязка, подходящая для комедии, вместе создают очень праздничное для глаз и души зрелище. Фильм очень ностальгический и увлекательный – трудно разобраться сразу, кто говорит правду, а кто ведёт двойную игру.

Идея в этом фильме тоже есть. Казалось бы, её можно было пропустить, отвлекаясь на постоянно убегающего Хукера от полицейского Снайдера или на подозревающего весь свет Лоннегана. Но этот фильм учит быть смелее и более дерзким. Посудите сами, мелкий жулик сумел обмануть крупного криминального авторитета. Я имею в виду не финальный твист, а именно первую сцену, когда Хукер с лёгкостью выманил конверт с деньгами у курьера Дойла Лоннегана. Он не знал, что это курьер опасного человека, и не считал, что это невозможно, потому и сделал. Человеку всегда мешает сделать шаг фактор страха неудачи. Но что, если научиться игнорировать страх….

Кстати, огрехи сценария вполне оправданны: для автора сценария Дэвида С. Уорда (David S. Ward) это был дебют в сочинении для художественного кино, до этого он работал в компании, производившей образовательные фильмы. Это был его отважный поступок с решением сделать что-то новое для себя – и его неосведомлённость в устройстве кинобизнеса откликнулась проблемами с законом. В его работе заподозрили плагиат, но студия Universal урегулировала скандал.

Отсылки в сюжете

На протяжении всего фильма можно услышать фамилии голливудских актрис – их тут используют либо как подставную фамилию, либо так назван второстепенный персонаж. Когда Джонни Хукер и Генри Гондорфф начали свою операцию по обведению Дойла Лоннегана вокруг пальца, Хукер появился в поле его зрения под фамилией Келли. Когда Джонни пришёл в квартиру к официантке Лоретте Солино из дайнера, где он обычно ужинал, за ними подглядывала соседка из-за приоткрытой двери. Лоретта обратилась к ней как к миссис Хэйворт. Полицейского, который охотился за Джонни Хукером, звали Снайдер, а одного из игроков в покер за столом в поезде Express Century – Ломбард (“Через пару минут и Ломбард к тебе присоединится!”).

Полагаю, что подразумевались Грейс Келли, Рита Хэйворт, Роми Шнайдер и Кэрол Ломбард. Это лишь моё предположение, но, если угадала, мне этот элегантный жест понравился.

Дайнер, где Джонни ужинал и обратил внимание на Лоретту, тот же самый, который был использован для съёмок в комедии “Назад в Будущее”. “Аферу” снимали в студийном павильоне, потому что только так можно было достоверно создать Чикаго 1936 года. Много позже в этой же локации была снята сцена встречи Марти и его отца в дайнере.

При написании сценария Дэвид С. Уорд вдохновлялся историей реальных мошенников – братьев Фреда и Чарли Гондорффов. Но в своём сюжете он убрал родственную связь.

Визуальное оформление

Всегда отношусь с большим интересом к рисункам в целом – и в фильмах, и в комиксах, и вообще в мире. В авантюрно-криминальном комедийном фильме “Афера” (1973, The Sting) мне очень понравилось оформление.

Открывающие титры начинаются с зарисовок и каждый из шести актов, из которых состоит вся история, отмечен своим рисунком. Причём все названия к актам являются жаргонными словами мошенников. Так они называют этапы всего дела: The Set-Up (подготовка), The Hook (крючок), The Tale (легенда), The Shut-Out (отсечка), The Sting, “жало” – этап, когда у жертвы, или “лоха”, как перевели обращение к жертве аферы, забирают все деньги.

Пример оформления арта для заключительного акта
Пример оформления арта для заключительного акта

Постер и арты для “Аферы” разработал американский иллюстратор и графический дизайнер Ричард Амсел (Richard Amsel). Дизайн постера для “Аферы” отдавал дань стилю живописи Джей Си Лейендекера (J. C. Leyendecker). Лейендекер был огромным мастером рекламной иллюстрации, кто начал свою карьеру в 1899 году и становился только лучше на протяжении последующих 40 лет своей деятельности.

В постере Амсел напоминает о легендарном рекламном постере для The Arrow Collar, сделанного Лейендекером. Амсел нарисовал двух аферистов в исполнении Роберта Редфорда и Пола Ньюмана обаятельными, обходительными и красивыми, подчёркивая их деятельность и то, благодаря чему им удаётся обводить своих жертв вокруг пальца.

Отдельные карточки, символизирующие начало новой главы в истории, отсылают к стилю иллюстраций Saturday Evening Post, основанного компанией Curtis Publishing Company, популярного издания, для которого Ричард Амсел тоже рисовал.

Ричард Амсел создал постеры для таких легендарных фильмов, как "Последний магнат" (1976, The Last Tycoon), “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега” (1981, Raiders of the Lost Ark), “Убийство в Восточном экспрессе” (1974, Murder on the Orient Express).

Интересный факт

Актёр Роберт Шоу исполнил роль Дойла Лоннегана
Актёр Роберт Шоу исполнил роль Дойла Лоннегана

Опасный криминальный авторитет Дойл Лоннеган может убить за сумму, которой ему и на два дня жизни не хватит. Он очень подозрителен и осторожен. Он владеет консервным заводом, вкладывается в банковский бизнес, чтобы иметь респектабельный фасад и прикрывать деятельность своей подпольной лотереи. Чтобы стать первым в своём криминальном деле, он убил восемь конкурентов. Он втирался в доверие к своим коллегам-мафиози, располагал к себе, узнавал слабые места и потом убивал.

И такой устрашающий округу авторитет из Чикаго прихрамывает. Штрих для образа потрясающий. Но интересно то, что актёр Роберт Шоу не придумал это, а получил травму колена в реальной жизни.

Всего за неделю до съёмок он поскользнулся на гандбольной площадке в Лос-Анджелесе и довольно сильно повредил колено. Колено пришлось заключить в фиксатор, но благодаря крою брюк в стиле 30х, его не было видно. И штрих с хромотой очень хорошо вписался в образ Дойла Лоннегана.