Недавно я процитировал строчку из стихов Владимира Высоцкого на одном лит. форуме:
«Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано».
На что один из участников обсуждения в язвительном тоне обозначил мне, что это, мол не Высоцкий и что его авторство давно опровергли. И тут я впал в ступор.
«Как это одно из моих самых любимых стихотворений Владимира Семёновича написал не он?»
И тут началось моё путешествие по разным теориям и конспирологическим догадкам.
Первый взгляд. Холодный расчет
Допустим, сказал я, это писал не Высоцкий. Возможно ли это? Прочитав пару раз стихотворение, я вдруг осознал, что это вполне вероятно. Слишком сильно выбивается этот тест от всей лирики поэта, хотя по смыслам очень похоже. Оно слишком резонирует обилием каких-то «пророческих» фраз. Будто бы это реально писал «черный человек» альтерэго Высоцкого.
Но тогда кто мог написать столь таланливый текст? На чьи стихи это похоже?
На ум мне пришёл только один автор – Леонид Филатов. Вот сравните эти 2 строфы:
Высоцкий:
И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу — торчу".
Филатов:
Он замолчал. Теперь он ваш, потомки.
Как говорится, «дальше — тишина». …
У века завтра лопнут перепонки —
Настолько оглушительна она.
Эти 4 строчки Филатов написал Высоцкому и называются они «Записка на могилу». И как они похожи по тону на «Мой черный человек в костюме сером». Дальше я полез в интернет и нечто более шокирующее.
Этого Высоцкий не писал
Исследователь творчества Высоцкого Андрей Сёмин опубликовал интересную работу, где утверждает, что эти 7 стихотворений не принадлежат перу Высоцкого, а именно:
1. А мы живем в мертвящей пустоте
2. Меня опять ударило в озноб
3. Мой черный человек в костюме сером
4. Новые левые - мальчики бравые
5. Слева бесы, справа бесы
6. Я вам расскажу про то, что будет
7. Я никогда не верил в миражи
Работу можно найти в ЦЕНТРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В.С. ВЫСОЦКОГО
при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования. И там автор раскладывает всё по полочкам. Конкретно о «черном человеке» он пишет:
«Примечателен и рисунок на копии № 5 – некий мальтийский крестик в кружочке. Обычно в чистовых рукописях Высоцкого «спонтанные» рисунки не встречаются (и это естественно – чистовики пишутся быстро, там больше внимания уделяется строфике, орфографии и пунктуации – не до рисунков), а если и встречаются – то адресные, обращённые к тому, кому чистовой автограф со стихотворением предназначен (и понятные адресату)».
Автор уверяет, что черновой вариант стихотворения муляж, подделка, стилизация под Высоцкого. Далее он размышляет:
«Стихотворение заканчивается непонятной ремаркой «Всё» (или «Все»? – точки над «е» не проставлены) – видимо, «Высоцкий», опять же, для памяти записал себе, чтоб не забыть, что стихотворение на сем закончено и продолжения не будет».
И таких размышлений по конструкции стихов Высоцкого там много. Но на этом мы останавливаться больше не будем.
Что я всё-таки думаю
Думаю, что это написал Владимир Высоцкий. Уж очень это похоже на него. Тут вам и «коль призовут -отвечу на вопрос» и «улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой». Если это не он писал, то точно его двойник, который у него в голове побывал. Для меня доказательства некоторых исследователей не вполне убедительны. Уж больно похоже на конспирологию.
Я могут привести с десяток стихов, например, Пушкина, и никто никогда в жизни не поймёт, что это он, если только не знает все его неизданные стихи (а там реально Пушкин сам на себя не похож).
Но есть и другие примеры. Например, я абсолютно уверен, что стихотворение «Прощай немытая Россия, страна рабов страна господ» написал не Михаил Лермонтов. И стиль не его, и ритмика, и общий тон.
Популярным поэтам, конечно, любят приписывать много того, чего они не писали. Так можно хоть как-то присосаться к славе классика и пристроить свои никому не нужные нетленки. И всё же чаще всего подделки не докатывают до оригиналов. Слишком уж они неестественны. Да и появляются уже после смерти того или иного автора из ниоткуда (ни воспоминаний, ни черновиков, вообще никаких следов).
Так что уж лучше писать свои стихи под своим именем. И пусть всё получится! Задача сложная, но как писал Владимир Маяковский:
«но скажите вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней
и легше?»
У меня всё.