Найти в Дзене
Странствия поэта

«Мой Чёрный человек в костюме сером» написал не Высоцкий? И причём тут Филатов?

Оглавление

Недавно я процитировал строчку из стихов Владимира Высоцкого на одном лит. форуме:

«Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано».

На что один из участников обсуждения в язвительном тоне обозначил мне, что это, мол не Высоцкий и что его авторство давно опровергли. И тут я впал в ступор.

«Как это одно из моих самых любимых стихотворений Владимира Семёновича написал не он?»

И тут началось моё путешествие по разным теориям и конспирологическим догадкам.

Первый взгляд. Холодный расчет

Допустим, сказал я, это писал не Высоцкий. Возможно ли это? Прочитав пару раз стихотворение, я вдруг осознал, что это вполне вероятно. Слишком сильно выбивается этот тест от всей лирики поэта, хотя по смыслам очень похоже. Оно слишком резонирует обилием каких-то «пророческих» фраз. Будто бы это реально писал «черный человек» альтерэго Высоцкого.

Но тогда кто мог написать столь таланливый текст? На чьи стихи это похоже?

На ум мне пришёл только один автор – Леонид Филатов. Вот сравните эти 2 строфы:

Высоцкий:

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу — торчу".

Филатов:

Он замолчал. Теперь он ваш, потомки.
Как говорится, «дальше — тишина». …
У века завтра лопнут перепонки —
Настолько оглушительна она.

Эти 4 строчки Филатов написал Высоцкому и называются они «Записка на могилу». И как они похожи по тону на «Мой черный человек в костюме сером». Дальше я полез в интернет и нечто более шокирующее.

-2

Этого Высоцкий не писал

Исследователь творчества Высоцкого Андрей Сёмин опубликовал интересную работу, где утверждает, что эти 7 стихотворений не принадлежат перу Высоцкого, а именно:

1. А мы живем в мертвящей пустоте
2. Меня опять ударило в озноб
3. Мой черный человек в костюме сером
4. Новые левые - мальчики бравые
5. Слева бесы, справа бесы
6. Я вам расскажу про то, что будет
7. Я никогда не верил в миражи

Работу можно найти в ЦЕНТРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В.С. ВЫСОЦКОГО
при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
И там автор раскладывает всё по полочкам. Конкретно о «черном человеке» он пишет:

«Примечателен и рисунок на копии № 5 – некий мальтийский крестик в кружочке. Обычно в чистовых рукописях Высоцкого «спонтанные» рисунки не встречаются (и это естественно – чистовики пишутся быстро, там больше внимания уделяется строфике, орфографии и пунктуации – не до рисунков), а если и встречаются – то адресные, обращённые к тому, кому чистовой автограф со стихотворением предназначен (и понятные адресату)».
Экспертиза почерка не помешала бы
Экспертиза почерка не помешала бы

Автор уверяет, что черновой вариант стихотворения муляж, подделка, стилизация под Высоцкого. Далее он размышляет:

«Стихотворение заканчивается непонятной ремаркой «Всё» (или «Все»? – точки над «е» не проставлены) – видимо, «Высоцкий», опять же, для памяти записал себе, чтоб не забыть, что стихотворение на сем закончено и продолжения не будет».

И таких размышлений по конструкции стихов Высоцкого там много. Но на этом мы останавливаться больше не будем.

Что я всё-таки думаю

-4

Думаю, что это написал Владимир Высоцкий. Уж очень это похоже на него. Тут вам и «коль призовут -отвечу на вопрос» и «улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой». Если это не он писал, то точно его двойник, который у него в голове побывал. Для меня доказательства некоторых исследователей не вполне убедительны. Уж больно похоже на конспирологию.

Я могут привести с десяток стихов, например, Пушкина, и никто никогда в жизни не поймёт, что это он, если только не знает все его неизданные стихи (а там реально Пушкин сам на себя не похож).

Но есть и другие примеры. Например, я абсолютно уверен, что стихотворение «Прощай немытая Россия, страна рабов страна господ» написал не Михаил Лермонтов. И стиль не его, и ритмика, и общий тон.

-5

Популярным поэтам, конечно, любят приписывать много того, чего они не писали. Так можно хоть как-то присосаться к славе классика и пристроить свои никому не нужные нетленки. И всё же чаще всего подделки не докатывают до оригиналов. Слишком уж они неестественны. Да и появляются уже после смерти того или иного автора из ниоткуда (ни воспоминаний, ни черновиков, вообще никаких следов).

Так что уж лучше писать свои стихи под своим именем. И пусть всё получится! Задача сложная, но как писал Владимир Маяковский:

«но скажите вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней
и легше?»

У меня всё.

Лайк и подписка – лучшая награда для канала!