Найти тему
Гармония в семье

Как ребенок воспринимает слова?

Слова родительские 

 

В дошкольном детстве все знания о себе ребенок получает со слов родителя. 

У него еще нет опыта: что я могу, умею, справлюсь или не справлюсь, как я выгляжу. 

Но родитель для нас всё. Слово, сказанное ребенку, формирует самопредставление ребенка. 

 

По прошествии лет мы понимаем, что слово не всегда подкреплено действием, но в раннем детстве нам это не известно. 

Все воспринимается на веру. За чистую монету. Дети не видят глубокий двойной смысл. 

Они бесхитростны и легковерны. 

 

«Мне надо работать» не скажет ребенку, что вы ради будущего стараетесь. И сколько трудов вам это стоит. И, что в нашем мире без средств к существованию мы не протянем. 

Ребенок видит только «Сейчас я хочу работать, а с тобой быть не хочу. Отойди. Ты мне сейчас не нужен». 

Пояснения ребенку еще не доступны в силу развития, и даже пугают. Мало того, что мама не хочет со мной быть, так я еще её расстроил. Она волнуется, расстраивается и нервничает. Я что-то сказал не так. 

 

Ребенок живет в эмоциях: хочу/не хочу, приятно/не приятно. Еще нет должен, надо, постарайся, потерпи, подумай, взвесь. Это будет потом. 

 

За словом и реакцией нет глубокого контекста. Есть только это конкретное слово и эта конкретная реакция на меня, про меня и обо мне. Потому, что ребенок эгоцентрик. 

 

Т.е. 

«Ты лентяй» воспринимается просто как факт. «Да, я лентяй» 

«Отдай брату» - брат важнее 

«Ничего страшного, что кукла сломалась» - А мне так обидно и больно. Почему они не понимают меня 

«Посиди в комнате и успокойся» - когда я плачу, меня не хотят видеть. 

 

Кстати, так же ребенок и понимает, что результат имеет для родителя большое значение. Отсюда перфекционизм, синдромы отличника, боязнь начинать новое, неуверенность. 

Ведь долгие годы родитель транслировал, что я молодец, когда… «нарисовал красиво», «убрал в комнате», «получил пятерку» 

 

Давайте немного поразмышляем. 

 

Когда вы хотите, чтобы ребенок делал уроки сам, сам убирал в комнате. Вы хотите только этого результата? Или еще что-то за этим стоит? 

Посмею предположить, что речь идет о самостоятельности, стремлениях, решительности. 

 

❌ Но ведь они никак не звучат даже в посланиях от вас. А там огромные волевые усилия, борьба с ленью, сопротивлением, желание все бросить. Цель всего этого – научится противостоять трудностям! 

И ни словечка о прилагаемых усилиях. 

 

Не похвала, а признание вклада, усилий и самостоятельных решений имеет долгосрочную перспективу. 

 

🧩И именно СЛОВО здесь покажет ребенку самое важное по вашему мнению. 

Для родителей есть замечательная практика, которую мы делаем в группе с теми, кто приходи на коррекцию. Составить облако из слов, которые слышит ваш ребенок в течении дня. 

 

Что слышит ваш ребенок: Убери, тише, не беги, успокойся, хватит орать, остановись, мог и лучше, за уроки? 

Сколько на весах про него положительного, доброго и поддерживающего?