Это удивительная и ужасающая история, как минимум потому, что, кажется, в современном мире такое произойти не может. Но я стала непосредственным ее свидетелем: случай 15-ти летней Арины (имя изменено, все совпадения случайны) поставил на уши всю нашу больницу.
Я не была ее лечащим врачом. Тогда, будучи только пришедшим юным ординатором, я в лучшем случае заходила к ней несколько раз в палату на дежурстве. К тому моменту Арина уже заканчивала лечение по поводу рака слюной железы: долгая химиотерапия принесла свои плоды, рак был повержен, и девочка была в стойкой ремиссии. Оставалось только наблюдать и ждать, чтобы болезнь не вернется в течение ближайших 5-ти лет, так как после риск развития рецидива сильно снижается.
Но через 8 месяцев после выписки у Арины увеличился лимфоузел на шее с одной стороны, по УЗИ был заподозрен метастаз. В срочном порядке ей назначили операцию по его удалению и исследованию, чтобы не терять ни дня. Благо на тот момент был только один такой увеличенный объект, по остальным исследованиям во всем организме чисто.
Результат гистологического исследования пришел очень быстро: метастаз. Но не рака, который был у девочки, а…
Меланомы!!
Меланома - рак кожи, одно из самых агрессивных онкологических заболеваний. По-другому называют «черная королева онкологии». Лечение есть, эффективное, но, скорее, оно «сдерживает» опухоль и дает время на жизнь, а не полностью устраняет заболевание. Хотя есть люди, которые в полной ремиссии уже очень много лет.
Так откуда у Арины меланома? Был же рак слюнный железы! Ошибка!! Что за метастаз?
Гистологию пересмотрели дважды - однозначно меланома. Сделали еще одно исследование, отправили дополнительно посмотреть в другой центр - везде один и тот же диагноз. На тот момент маме Арины ничего не говорили, потому что если ошибка - представьте, что нужно было бы пережить ей за все время выяснения правильного результата?
В итоге их лечащий врач завела Арину и ее маму в процедурный кабинет, и, пригласив на консультацию дерматолога, стали рассматривать каждый сантиметр кожи.
Нет, ничего нет. Да, у девочки были родинки, но в умеренном количестве и совершенно не настораживающие относительно их злокачественности. Но так как уже у мамы начали появляться вопросы, надо было ей все рассказать.
После сообщения ей результатов исследования, она сразу же рассказала, что Арине удаляли родинку два года назад. Тогда она стала как-то очень быстро расти и чесаться, и так как была на линии роста волос на лбу визуально очень портила внешность. Они обратились тогда в частный центр, там все удалили. Мама тогда узнавала про гистологию, сказали, что все сделано, там доброкачественный процесс и переживать не стоит. На руки никаких заключений не дали.
К слову мама Арины была очень серьезная женщина. То, что она действительно интересовалась результатами исследования - не вызывало сомнений.
Конечно, у нее шок. Не знаю, что страшнее осознавать - что у ребёнка две злокачественные опухоли или то, что несколько лет ее так и не лечили от меланомы. Помню, что тогда она возмущалась в коридоре отделения про ответственность частной клиники за неверный диагноз и суд.
В итоге девочку отправили на лечение уже меланомы. А еще к генетику, так как две злокачественные опухоли у ребёнка - это уже не случайность, а система. Что с ней произошло дальше, я не знаю, так как по личным причинам я не поддерживаю связь с ее лечащим врачом.
Из этой истории я хочу вынести две морали:
- Частная медицина не всегда лучше государственной. А с заболеваниями, которые смежны с онкологией, такими как родинки - надо идти туда, где ими занимаются каждый день, а не к косметологу.
- Всегда важно перепроверять диагнозы, а особенно гистологию. Лучше переплатить, но взять второе/ третье мнение. Пусть лучше несколько раз вам скажут, что все хорошо, чем потом получить сюрприз. И не потому что врач может что-то не знать, а, как минимум, снизить вероятность влияния того же самого человеческого фактора.