К строительству этого гидротехнического сооружения приступили в мае 2011-го, хотя соответствующие планы вынашивали еще во времена СССР. Изначально завершить масштабный проект намеревались за три года, но затем сроки сдвинули на 2016-й.
Однако по факту к этому моменту объект был готов лишь наполовину (левобережная и судоходная части) — НПО «Мостовик», выступавшее в роли застройщика, в 2014-м подало в арбитражный суд заявление о банкротстве (долг перед кредиторами превышал 25 млрд руб.).
Так Красногорский гидроузел, расположенный в районе села Красная Горка (Омская обл.), в 1813 км от устья Иртыша, превратился со временем в долгострой. Освоить успели 5,5 млрд руб. (весь проект тогда оценивался в 10 млрд руб.).
Работы возобновили осенью 2022-го. На эти цели из федерального бюджета выделили почти 4 млрд руб., плюс 600 млн руб. — из местной казны. Стоит отметить, что в течение восьми лет, пока объект был законсервирован, на его содержание потратили 400 млн руб.
Достраивать водоподъемный гидроузел поручили компании «МежРегионСтрой». В рамках первого этапа до 2026 года сдадут все основные и второстепенные объекты левого берега. Ранее сроком окончания работ называли 2024-й, но по ряду причин планы пришлось пересмотреть. А в мае 2023-го профильное учреждение выдало отрицательное заключение и отправило документы на доработку.
Вторую очередь, как отметил в августе текущего года врио губернатора Омской области Виталий Хоценко, постараются завершить в 2027-м — строительство русловой низконапорной плотины и создание водохранилища. Глава региона заявил, что специалисты уже приступили к подготовке необходимой документации.
При этом он выразил удивление относительно изначального деления проекта на два этапа, назвав такой подход странным, ведь гидроузел — целостное сооружение. Хоценко сравнил это с возведением моста в две очереди, когда одну половину построили, а вторую нет.
Чиновник отметил важное значение объекта для решения обострившейся проблемы водоснабжения Омска. Также гидроузел, как неоднократно отмечалось, вернет Иртышу естественный уровень воды и улучшит судоходство на реке.
Правда, как в позапрошлом десятилетии, когда проект впервые представили общественности, так и сегодня, у этой инициативы есть свои критики. В первую очередь, это экологи, считающие, что гидроузел навредит природе. Например, относительно потенциальных опасностей называют возможное затопление шламоотстойников местного нефтеперерабатывающего завода. Но власти уверяют, что они не окажутся под водой.