Найти тему
Записки бешеного графомана

Заметки про истребительную авиацию и другие армейские байки

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

В моё время боевым самолётом был Ил-28. А он, как известно, был фронтовым бомбардировщиком (пришёл на замену Пе-2 и Ту-2). Я сам заканчивал истребительное училище (ХВВАУЛ), служил всегда в полках фронтовой истребительной авиации.

А вот начальник нашего училища (генерал-майор Фомичев) заканчивал училище (лётную школу) в Кировабаде на Пе-2. После этого попал инструктором в Оренбуржское училище. А когда наше истребительное училище начало осваивать Як-28 (был и такой период), то попал в наше училище после академии.

Из разных систем кадры редко перетекали из одной в другую. Но во время "узких мест" (а окончание учебного заведения как раз одно из таких узких мест), такое иногда случалось. С двойного управления и многоместных на одинарное - крайне редко, а вот с одноместных (истребителей) на многоместные довольно часто.

Наш выпуск (1977-го года) как раз пришёлся на такое "узкое место" в нашей авиации. Во-первых, началось массовое перевооружение строевых частей на самолёты третьего поколения (с первого и второго). А во-вторых, до этого большой процент лётчиков было со средним образованием (средние лётные училища закончили и ДОСААФ), в том числе и на средних командных должностях в полку (к. з., командиры эскадрилий и их заместители, заместители командиров полков).

А с 1968-го года где-то лётные училища сделали высшими (с трёх лет стали учить четыре года). А где-то с 1972-го года стали постепенно менять лётчиков со средним образованием на с высшим. Тогда же где-то ввели "возрастные цензы" на занятие тех или иных руководящих должностей.

**

Я очень сомневаюсь, что в училище вы сможете подготовить курс к полётам днём при УМП. На лётную подготовку в училищах отводилось календарное время с конца весны по начало осени, отпуск (30 дней), остальное время на теоретическую подготовку. И когда вы будете ловить УМП? Даже в строевых полках при наличии 5-10 молодых лётчиков подготовка при УМП была непростым делом.

Насчёт высшего пилотажа я вообще молчу. Венцом подготовки курсанта был сложный пилотаж, к которому относится одиночный полёт на сложный пилотаж и простой пилотаж в составе пары, что действительно, соответствует только третьему классу.

**

ОЛТУ ГА. 1979. Официальный конкурс на лётчиков - 6 на место. Я был блатной, но не очень с дисциплиной. Прошёл. Учился хорошо - теорию и первичные навыки освоил. Судьба ввела свои коррективы: срочная служба на юге, со всеми вытекающими по ВЛЭК. Восстановиться в училище не смог.

**

Кому дано, а кому не дано летать, ещё на так называемом псих. отборе выясняют. Кому летать не дано, тех там сразу бракуют. Просто одним вывозная даётся легче, другим сложнее. И если работа в эскадрилье поставлена, вывезут всех, у нас только пару человек отчислили.

Я вылетал одним из первых и было очень обидно, когда по надуманному поводу 10 кругов добавили, которые я и не летал, их под моим позывным другой товарищ откатал. Мне это позже объяснили, резерв полётов таким образом делали, кому вывозной не хватало. И как объяснил командир звена, мне нужно было голову остудить, чтобы не мнил о себе. И да, нас в 1980 году набрали в Саратове чуть более 500 человек на курс, в два яруса жили, пока новые казармы не построили. Выпустили почти 450, вот так.

Читайте также: Заметка про самые лучшие курсантские годы и другие армейские байки

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.