Когда мы стремимся достичь желаемого результата, то мы часто нарушаем установленные правила игры, а потом, в конце, когда дело сделано, испытываем неприятное послевкусие - награда-то не совсем заслужена или заслуженно нечестным путем.
Вы спросите «почему феномен называется именно так?», «почему горькой конфеты?»
А все потому, что именно такую «валюту» использовал в своем психологическом эксперименте в середине 20-го века А. Н. Леонтьев, советский психолог, основоположник теории деятельности, участие в котором принимали дошкольники, дети от 3 до 7 лет.
Фено́мен го́рькой конфе́ты — это явление, показывающее нам так называемое «первое рождение» личности в индивидуальном, если мы будем ссылаться на теорию А. Н. Леонтьева.
Суть проведенного эксперимента примерно в следующем: ребят по очереди приглашают пройти в комнату, оснащенную зеркалом Гезелла (это такое полупрозрачное зеркало — стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны и как затемнённое стекло — с противоположной.) и ставят перед ними заведомо невыполнимую задачу. Ребенок должен достать игрушку, не вставая со стула и без каких-либо дополнительных, помогающих предметов.
За успешное выполнение поставленной перед ним задачи ему обещали вознаграждение в виде конфеты. Затем экспериментатор уходил из комнаты, оставляя ребенка одного, но продолжал наблюдать за ним. Сначала ребенок честным путем пытается выполнить поставленную перед ним задачу, но он заранее обречён на провал.
Как правило, в конце эксперимента ребята нарушают правила: встают со стула и забирают игрушку. После этого экспериментатор заходит в комнату, радуется успеху и хвалит ребенка за то, что тот сумел выполнить задание и награждает его обещанной конфетой. В большинстве случаев дети отказываются от награды и начинают плакать. Такое явление получило название "феномен горькой конфеты".
Данный феномен показывает нам, что успешность выполнения задачи зависит не только от её содержания, но и прежде всего от сформированного мотива. У ребёнка существует необходимость доказать своё право на получение предмета усилиями, которых он мог бы избежать.
Этот эффект также исследовался и другими психологами,например такими, как Е. В. Субботским, В. И. Аснином, В. А. Петровским и др. У В. А. Петровского есть серия работ, которая посвящена тому, что он называет «риск ради риска» и «возгонка уровня трудности».
На Ваш взгляд это интересный феномен? Требует ли он дальнейшего изучения? Подтверждения или опровержения?
Клинический психолог, КПТ, Схема-терапия, ДПДГ
+7 906 236 24 07 Telegram, WhatsApp
Автор: Ковалюк Юрий Романович
Психолог, Клинический КПТ-Схема-терапия-ДПДГ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru