Гуляя по Петербургу, обязательно смотрите под ноги. И дело не только в опасности вляпаться во что-то грязное, а в любопытных деталях, которые могут скрываться в, казалось бы, привычных вещах. Например, в водопроводных люках. На некоторых из них (например, рядом со входом во дворец Михаила Александровича на Галерной улице) можно увидеть имя человека, имевшего к их созданию непосредственное отношение: Иван Иванович Стеглау. Но почему мы должны знать про обычного водопроводчика? Дело в том, что этот человек сумел сыграть роль также и в развитии отечественного авиастроения и сам создавал летательные аппараты. Но почему же они не летали так как надо?
Иван Стеглау был рожден в латвийском городе Митава и сначала носил имя Янус. Семья у него была обычная крестьянская, так что и сам юноша, когда вырос, стал зарабатывать себе на жизнь простым ручным трудом - рыл дренажные каналы. Однако после окончания военной службы он решил крайне поменять свою жизнь и отправился на поиски лучшей доли в Санкт-Петербург.
В столице империи Стеглау сумел открыть собственную компанию, занимавшуюся строительством городского водопровода. Отсюда и появились люки с именем Ивана Ивановича, часть из которых сохранилась до наших дней. Бизнес стремительно развивался, а сам предприниматель уже владел приличным состоянием.
И именно в этот момент Стеглау увлекся новым и жутко популярным в то время направлением - авиацией. Он посещал заседания авиационного отдела Русского технического общества, изучал теорию полета и вскоре приступил к конструированию собственного самолета. Его он планировал представить на проводившемся ежегодно конкурсе военных аэропланов.
В 1911 году была готова первая летательная машина Стеглау - «Стеглау № 1», но при попытке взлета аппарат разбился.
Неудача не остановила авиаконструктора. В 1912 году уже был готов второй образец, «Стеглау № 2», который отличался фанерной обшивкой крыльев. И он-таки взлетел. Над поселком Лахты он сумел подняться на высоту 1000 метров. С этим аппаратом Стеглау удалось принять участие в конкурсе, но при посадке самолет получил значительные повреждения (он и до этого не раз врезался в заборы, крыши и однажды даже столкнулся с пасшейся на лугу коровой) и был вынужден приземлиться в канаву. Виной тому стала неопытность самого Ивана Ивановича, взявшегося лично пилотировать сконструированную им модель, и отказавший еще в полете винт. Конечно, из-за всего этого «Стеглау № 2» выбыл из конкурса. Однако его опыт был замечен, и идею с использованием фанерной обшивки подхватил немецкий конструктор Фоккер, благодаря чему в 1920-е годы это стало часто применяться в самолетостроении.
Казалось, самого Стеглау совсем не волновала опасность, которой он подвергал себя во время полетов. Зато это очень беспокоило его бизнес-партнеров, понимавших, что при гибели любителя авиации улетит в канаву и их общее дело. Он всячески пытались надавить на Ивана Ивановича и по итогу им удалось его переубедить. Стеглау оставил занятия авиастроением, но любовь к авиации продолжала в нем жить. Он продолжал посещать заседания, спонсировал начинающих конструкторов и в какой-то момент даже сам решил вновь вернуться к дорогому занятию.
В 1914 году Стеглау вновь создал самолет, в этот раз двухмоторный. Но при взлете один из двигателей отказал, из-за чего аппарат потерпел крушение. Его чертежей не осталось, сохранились только описания участвовавших в его создании мастеров Фунтикова и Баранова.
После этого Стеглау покончил с карьерой авиаконструктора.