Еще со времен древнеегипетского царства до нас дошло вечно актуальное сообщение о том, что дети совсем не уважают родителей, а их поведение вызывает серьезное опасение у старшего поколения. Взрослые часто не понимают своих детей, для детей не авторитет родители. Казалось бы, проблема стара, как мир. Стара. Но ведь невероятно актуальна, а поэтому не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что поведение детей в большей степени определяется их взаимоотношениями со старшими.
Не так давно беседовала на эту тему с врачом-психотерапевтом областного психоневрологического диспансера, она рассказывала о детях, которые обращаются к ним на «телефон доверия».
Она сказала, что большинство их проблем связано с подростковой инфантильностью, то есть нежеланием самостоятельно влиять на ход каких-либо событий. Отметила, что на это влияет тенденция проводить время не со сверстниками во дворе, где нарабатываются коммуникационные навыки и формируется представление о себе, а в виртуальном мире, от чего дети вместо отдыха, расслабления в естественной среде, получают, напротив, много психологического напряжения. В таком состоянии они, действительно, не справляются со школьными нагрузками, начинают прогуливать уроки, становятся раздражительными, жалуются на переутомляемость, ссылаются на плохое самочувствие. Так вырабатывается «комплекс Мюнхгаузена». Он представляет собой ловко оформленную небылицами обыкновенную лень, основанную на страхе.
По мнению врача, которая находится «на передовой» в проблемах с детьми, очень не хватает подросткам доверительных отношений с родителями. Ее рассказ немного напоминал стиль советских газет, она говорила о важности в воспитании нравственности, важности идеалов, авторитетов, к которым хотелось бы стремиться детям. Но мне поверилось, что именно в том времени, когда были у подрастающего поколения какие-то незыблемые основы и идеи, проблем у детей было, действительно, меньше. Там, где «плоховали» родители, хоть как-то подхватывала школа, хоть как-то выруливали дети, взрослея в дворовых компаниях, где нужно было отстаивать себя и почувствовать плечо друга, на которое можно опереться.
Сейчас главная роль в воспитании ребенка осталась именно у семьи, где воспитание начинается с самого рождения, и потому возросла роль откровенных доверительных отношений ребенка с родителями, а их можно добиться только частым непосредственным общением с собственными детьми, в которых должны превалировать безоценочные категории, гармония и уверенность друг в друге.
И с грустью вспомнилось, как в теме «Какие качества вы воспитываете в своих детях?», некоторые коллеги, профессиональные психологи, ответили «Если я буду воспитывать ребенка, то я буду воспитатель, а не мама».
Тему решила открыть, несмотря на ее давность.
А как считаете вы?
https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=304004
Автор: Юлия Станиславовна Кульпина
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru