Найти в Дзене
Писатель по жизни

Создание персонажа. Часть 2.

Оглавление

Одной из отличительных особенностей моих первых произведений являлось обилие однотипных персонажей.
Как бороться с "толпой клонов" и почему однотипность - это скучно?

В данной статье, как и в любой другой - отражается субъективное мнение автора, основанное на его опыте написания книг. Автор допускает, что иной опыт может выдать абсолютно противоположный результат его убеждений. Автор не навязывает своего мнения, не учит никого писательскому мастерству, но честно делиться с вами своими мыслями. И эту честность я прошу уважать.
"Создание гомункула" в версии нейронки "Кандинский 2.2"
"Создание гомункула" в версии нейронки "Кандинский 2.2"

Сейчас, в рамках бета-ридерства я нередко сталкиваюсь с проблемой однообразных персонажей. Особенно это прослеживается в персонажах второстепенного круга или массовки.

Мои личные правила работы с образами персонажей

Эти установки я вывела для себя самостоятельно, в процессе написания своих произведений, их неоднократных читок и возврату к начал у работы.
Итак:

1. Внешность как отражение темперамента.
При этом избегать клише и стандартного восприятия типа: "рыжий = задорный".
Признаюсь, что мне нравится работать с деталями, которыми я наделяю характерными особенностями конкретной личности. Так, например, ямочки на щеках целительницы Селены - проявление ее мягкости, нежности и чуткости, свойственной детям (у меня здесь работала связка "отличительная особенность ребенка - ямочки на щеках" и да, я знаю, что они не у всех детей бывают, но вот такая вот у меня личная ассоциация, что тут поделать....). Холодный оттенок кожи князя Энифа - показатель его безжизненности, то есть отдаленности от мира смертных.

2. Использование недостатка в качестве особенности и достоинства.
То, что в обыденной жизни мы называем недостатком и несовершенством - встречается нам на самом деле часто. Так, например, у меня есть хорошая подруга, которая невероятно много говорит. Она рассказывает потрясающие истории, но помолчать с ней и побыть в тишине нереально. Подобный персонаж был бы отражен мной в книге как яркий, всеобъемлющий персонаж, приковывающий к себе максимальное внимание.
Нередко в книгах используется какая-то визуальная особенность: хромота, шрамы... яркая внешность. Кстати, Рубин многих моих читателей вводит в заблуждение именно необычными внешними данными. Некоторые признаются мне, что его темперамент и характер существенно отличается от того, что они ожидали.

3. Работайте над характером персонажа.
Для этого, перед его проработкой, введите его условную модель в ситуативные эпизоды: смерть любимой, победа над врагом, заключение в темницу... любую ситуацию, которая попадает под сюжетную линию повествования. Подобное моделирование и погружение персонажа может помочь вам составить его верный повседневный образ, даст "ключи" к пониманию героя для читателя и его действия в кризисной ситуации не будут выглядеть инородно или неуместно.

N.B.

Как по мне, так имеет смысл избегать лишних описаний образов, одежды, действий. Постоянные "он пошел", "он надел", "он встал".... целые абзацы текста не несут никакой целевой нагрузки, а преследует лишь цель описать события. Однако, на мой взгляд, даже само описание стоит проводить вовремя и с идеей. Так, например, описывая сцену, когда Цефее остригают волосы, я проводила параллель с тем, что она лишается своей прошлой жизни, принимая на себя образ ученицы травницы Кайи.

Множество слов и предложений посвящаются описанию пряжек, перьев и драгоценностей, корсетов, перчаток и шляпок... но какой в этом смысл, если в итоге мы не видим работу с образом в течение всей остальной книги?

P.S. Пишите комментарии, если интересно узнать об "Идеальных" персонажах.