В Советском Союзе значительное внимание уделялось рабочим, да и в целом трудовым династиям, семейным традициям в промышленном и сельскохозяйственном производстве, на военной службе, в педагогике и медицине, во множестве других сфер жизни страны.
В первые постперестроечные годы в Республике Беларусь так же, как и в других постсоветских государствах, эта тема хоть и не ушла совсем из общественного поля, но во многом утратила былое внимание и власти, и общества. Тогда нужно было просто выживать, стояли заводы, разрушались колхозы, учителя, врачи и даже военные были на пороге бедности. В этих условиях призывать детей или младших братьев и сестёр идти по своим профессиональным стопам было по меньшей мере малоубедительно, а то и вовсе странно.
В 1994 году к власти в РБ пришёл Александр Лукашенко, который остановил процесс бесконтрольной хищнической приватизации, поставил своей целью сохранение и развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бесплатной медицины и образования, восстановление престижа военной службы. Шло это всё непросто и не так быстро, как хотелось. К тому же огромное количество белорусов так же, как и их соседи, бросилось в коммерцию, торговлю, надеясь обогатиться и «заработать себе, детям и внукам», а не «уродоваться за станком» или «умирать в поле».
Но обогатиться получилось далеко не у всех, а жизнь в стране постепенно налаживалась, понемногу росли зарплаты, вновь вернулась стабильность советского времени, предприятия становились на ноги, усиливалась социальная защищённость. Не сразу, не в один день, но процесс шёл.
И тут проявилась проблема, хорошо известная и в России, и в других постсоветских странах: на предприятия пошли заказы, а выполнять их стало порой некому: за «лихие 90-е» постарели высококвалифицированные рабочие – токари, фрезеровщики, механизаторы – трактористы, комбайнёры, квалифицированные строители, врачи, учителя. Многие ушли на пенсию. Возник разрыв поколений. Даже приглашённые назад на производство пенсионеры не могли нивелировать эту проблему. А молодёжь не хотела к станку и в поле. Отсюда, кстати, во многом и нарастающая проблема миграции.
В Белоруссии вопрос был не таким острым: в стране после распада СССР сохранили всю учебно-производственную базу профессионального образования – ПТУ, СПТУ, техникумов, дав им немного другие наименования – колледжи и лицеи. Но и это не решало проблему – нужно было возвращать престиж человека труда.
На этот запрос времени во многом отреагировали, возвращая то там, то в другом месте конкурсы профессионального мастерства по тем или иным профессиям, конкурсы трудовых и спортивных семей, а затем и трудовых династий. Династии во многом и были негласным если и не стрежнем, то важным компонентом всей этой темы.
25 августа с. г. заместитель премьер-министра Пётр Пархомчик, выступая на открытии конкурса «Трудовая династия–2023», который проходил на базе ОАО «Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод"», сказал, обращаясь к присутствующим: «Раньше такие мероприятия проводились в масштабах отдельных промышленных предприятий. Затем появилась идея сделать большой отраслевой конкурс для того, чтобы рассказывать о людях труда. В итоге три года назад мы вместе с «Белорусским союзом женщин», с нашими профсоюзными комитетами приняли решение и воплотили эту идею в жизнь. Он должен стать более масштабным».
Стоит отметить, что конкурс 2023 года был масштабным: помимо хозяина площадки ОАО «Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод"», в турнире приняли участие команды ещё девяти известных предприятий: «АТЛАНТ», «МАЗ – управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ "», «Гомсельмаш», «УКХ "Бобруйскагромаш "», «БЕЛАЗ – УКХ "БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ"», Минский тракторный завод, «БЕЛКАРД» – предприятие холдинга «Автокомпоненты», «Могилёвский завод лифтового машиностроения» и «БМЗ – УКХ "Белорусская металлургическая компания "».
Всё это, безусловно, флагманы белорусской промышленности, известные далеко за пределами страны. На этих крупных предприятиях трудится немало рабочих династий, сильны семейные традиции.
Не случаен и интерес к данной теме заместителя премьера Петра Пархомчика, человека с весьма показательной личной и трудовой биографией. Свой трудовой путь он начал в 1974 году на Минском тракторном заводе рабочим-сверловщиком, затем отслужил срочную службу в ВДВ, прошёл длинный путь на предприятии: был мастером участка, заместителем начальника цеха, начальником механосборочного производства и в итоге возглавил завод. После тракторного руководил БелАЗом, в 2020-м стал министром промышленности, а в 2022-м стал заместителем премьер-министра. Его биография во многом повторяет биографию директоров и руководителей советского периода. Пархомчик прекрасно знает благодаря личному опыту все звенья промышленного производства – от сверления отверстий до международного маркетинга. И прекрасно понимает важность преемственности в профессии.
Сам конкурс «Трудовая династия» представляет собой не профессиональные состязания (хотя существует много других конкурсов именно профессионального мастерства), а скорее это праздник творчества, весёлых соревнований в духе студенческих капустников, КВН – всё проходит весело, болельщики вовсю скандируют лозунги, поддерживая как своих, так и тех, кто представляет другие коллективы. Участники представляют на суд жюри различные музыкальные номера, визитные карточки своей династии и т. п.
«Общий стаж» династий на том или ином предприятии впечатляет. Так у династии Гуляевых–Кульбаковых–Киселёвых («Гомсельмаш») он составляет целых 449 лет. Это фактически одна семья, а фамилии разные, так как женская половина рода меняла фамилию после свадьбы. У Козловых («МАЗ») общий стаж династии немногим меньше – 425 лет.
И это совсем не удивительно, если посмотреть на состав семей. В своём интервью прессе участница конкурса Тамара Чернакович («Бобруйскагромаш») рассказала, что трое из её пяти детей работают на предприятии, у неё уже 11 внуков, за что женщина удостоена ордена Матери.
Тема семьи весьма важна в вопросе трудовых династий, ибо без семьи и детей никаких династий не может быть в принципе, поэтому постоянным партнёром в организации таких конкурсов является «Белорусский союз женщин».
Не меньшее внимание, но со своей спецификой уделяется проблеме трудовых династий и семейных традиций и в области сельского хозяйства. Александр Лукашенко сам выходец из деревни, в детстве и юности рос без отца, приходилось много работать, чтобы поддержать мать. Отработал председателем совхоза «Городец», до этого работал и в двух колхозах. Так что жизнь деревни и все этапы сельскохозяйственного производства он знает отлично, поскольку, что называется, жизнь учил не по учебникам.
Да, в Белоруссии тоже идёт процесс урбанизации – молодёжь покидает деревни, переезжает в большие города. Но не вся. И то внимание, которое уделяется сельскому хозяйству, даёт свои результаты. Часть трудовых династий на селе сохраняется в силу сложившихся традиций и образа жизни, а часть формируется уже в наше время. Часто можно видеть, как отец-комбайнёр берёт на время уборочной себе в помощники сына – студента колледжа или вуза, который приезжает в родную деревню на каникулы. Многие потом остаются на селе, привозят с собой и жён. Инженеры, специалисты, полеводы и животноводы – особенно в небольших деревнях это часто – целые семьи.
Неудивительно, что на селе существует свой конкурс – «Властелин села», в котором на разных этапах – районном, областном, а затем и республиканском – в различных весёлых, шуточных и вполне серьёзных заданиях конкурса соревнуются сельские семьи, среди которых немало многодетных. И, как и в случае с «Трудовой династией», с обязательным участием детей.
По итогам жатвы в каждом районе, а также и на уровне области проводятся праздники, основанные на народной традиции – «Дажынки», во время которых чествуются лучшие комбайнёры, механизаторы, другие работники. Среди них всегда немало трудовых династий – часто на сцену перед праздничным концертом поднимаются за наградами отец и сын или семейная пара.
Кто-то может подумать, что это некая показуха. Вовсе нет. Внимание этим вопросам уделяется и на частных предприятиях, где никто не заставляет этого делать. В качестве примера могу привести ООО «Гидропресс» (Полоцк-Новополоцк), совладелец и главный конструктор которого Александр Лукашок уделяет большое внимание и своему предприятию, и общественной деятельности, будучи родоначальником и спонсором важных социальных проектов «Отцы и дети» и «Антигеймер».
На базе гимназии № 1 в клубе с «тургеневским» названием вместе трудятся отцы и их сыновья, делая различные поделки, осваивая самый разный инструмент: изготавливают стулья и швабры для Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, для гимназии мастерят таблички для гардероба, скамейки, подставки для цветов, лопатки, ложки и прочую утварь для кухни. Сооружается новая дорожка к храму-усыпальнице Римских-Корсаковых в Полоцке.
Помимо всего прочего, это добрый пример добровольного вовлечения отцов в педагогический процесс и взаимодействия со школой. Проект «Антигеймер» направлен на то, чтобы вытащить детей из виртуального мира. Тут участвуют и папы, и мамы, и мальчики, и девочки. Ребята занимаются самыми разными делами, участвуют в спортивных турнирах на свежем воздухе.
Проектами Александра Лукашка заинтересовались уже далеко за пределами его родного города. В них участвуют и другие работники ООО «Гидропресс», где уже тоже сформировались свои трудовые династии, на предприятии большим авторитетом пользуются, например, отец и сын Мамяковы – Сергей и Андрей.
Думается, что именно на такую деятельность и нужно обращать внимание как общественным организациям (БРСМ – в Республике Беларусь, Росмолодёжи – в России), так и государственным структурам, органам власти. Да, проще работать в учебных заведениях – университетах, лицеях, колледжах, школах. Но там хватает и своих воспитателей. А вот рабочая и сельская молодежь нуждается во внимании – не можем мы все торговать, сидеть в блогах или программировать, нужно создавать технику и изготавливать товары, печь хлеб, выращивать зерно, производить молоко и мясо, что не менее, а порой и более важно.
Мне в связи с этим вспоминается личная позиция бывшего начальника отдела по делам молодёжи Витебского облисполкома Валерия Кунашко, под началом которого довелось работать долгое время. Он всегда уделял особое внимание именно рабочей и сельской молодёжи, регулярно проводил конкурсы токарей, фрезеровщиков, а на селе – пахарей. Помню, услышав, что проводится фестиваль «Рок против наркотиков», он с улыбкой прокомментировал: «Пчёлы против мёда» и… стал готовить очередной конкурс пахарей.
Андрей ГЕРАЩЕНКО
Оригинал статьи размещен здесь