Найти тему

Коми. Мифология. Сир-смола

Мифология коми. Сир - смола

Отношение коми к Сир скорее негативно, чем позитивно, на что указывают выражения Сир-курыд олöм "смоляно-горькая жизнь", сирасьны "привязаться, ввязаться в нечто нежелательное, навязать отношения", Сир падъян "смоляной туес": о смуглом, угрюмом человеке, подозреваемом в колдовстве, сирöд мыр "смолистый пень": о человеке смуглом, физически крепком; угрюмом, предпочитающем одиночество человеческому обществу; невежественном.

В мифологических представлениях Сир связывается с миром смерти: души покойников на пути на тот свет переходят Сир ю "Смоляную реку" или Сир биа ю "Смоляного огня реку" по жёрдочке, полотну, половику, при этом наиболее отягчённые грехами души или те, кому не хватило длины полотна, падают и сгорают в смоле. Вероятно, под влиянием христианских апокрифов, в описаниях того света встречаются образы Сир пöрт "смоляного котла" и Сир гу "смоляной ямы", в которых Омöль (Антус) варит души грешников. На основе омонимической близости слов Сир "смола" и Сир "щука" в некоторых случаях сближаются образы смоляной реки (ямы) и хозяина нижнего мира, щуки. В мифе о создании Еном сигудка, музыкальный инструмент не звучит до тех пор, пока Омöль не советует смазать коз Сир "еловой смолой" смычок и струны, после чего сигудöк обретает звук, и проклинается Еном, как нечистый.

В сказках Сир ю "Смоляная река" часто является границей, отделяющей мир антагониста от мира героя. В мотивах погони смоляная река появляется при бросании героем через левое плечо смоляного туеска (Сир туис, Сир падъян). В печорском сюжете о медведе-людоеде (типа "Синяя борода") медведь узнаёт о том, что девушки нарушили запрет заходить в особую комнату по их позолоченному пальцу, кисти, руке, которые сёстры совали в корыто со смолой (в варево с кровью). В некоторых сказках героя, вывалявшегося в смоле принимают за чёрта. В мотиве "поимка сорокасаженной кобылы" герой обмазывает своего коня смолой, покрывает шкурами и иголками, чем защищает его от укусов кобылы.

В быту и в народной медицине ниа Сир "лиственничная смола" и коз Сир "еловая смола" используются как гигиеническое средство от зубной боли и антисептик при ранениях и ожогах. Сир считается также сильным магическим средством. Кусочки еловой смолы коми-зыряне привязывали к нательному кресту, чтобы предохраниться от оспы. Во время эпидемий замазывали Сир все наружные двери. От эпизоотий и порчи смоляные кресты наносили на пах животных, на двери хлева. Сир использовалась и для порчи скота, для чего смоляное пятно наносили на кожу животного напротив сердца. Сир, наряду с можжевельником и ладаном, использовался для ритуально-магических курений.

Сир считалась кровью дерева. Так верхневычегодский колдун Емель, предсказывая будущее, говорил: "Время придёт, наседка свои яйца будет жрать, а у деревьев кровь собирать будут." Информатор, сообщивший это добавил: "Смолу тогда не добывали, грехом это было." Подобные представления напрямую связывались в контексте представлений об ас пу "своём дереве" и наличии души у деревьев.

При подготовке материала частично использовалась работа: "Осипов 1986, Налимов 1908, Сидоров 1928, Focos-Fuchs 1956, ПМА, ПМ ИИ".

Дочитали до конца? Если понравилась статья, подписываемся и ставим лайк! Поддержите канал!

Посмотрите другие странички:

"Старые фото Ижма" - Старые фотографии Республики Коми и Ижемского района

"Залей фото Ижма" - Фотографии природы, людей Коми и Ижемского района

"Вахта, вакансии, объявления" - Работа вахтой, вакансии, объявления Ижма