Четверть века назад, в 1997 году наш чудесный Концертмейстер с большой буквы - Виктория Ряполова, сделала нам на гос. экзамен совершенно неожиданный и уникальный подарок.
Я совершенно не помню за какие заслуги именно мне доверила судьба сохранить этот уникальный документ. Возможно именно из-за того, что я смог его сохранить и спустя четверть века публикую. С надеждой что кого-то он повеселит, кто-то поностальгирует, а главное его единственный и рукописный экземпляр автора, который хранится у меня - теперь оцифрован и растиражирован, мне так спокойнее.
Вообще, я лично считаю, что ему место если уж не в музее МГАХ, то как минимум в архиве. Но это дело не моё. Там своих «умных» через край.
Текст оригинальный, с большим количеством сносок. Переписал и публикую все 16 частей с приложением оригинала. Итак,
Госэкзамену 1997 года посвящается
Стихи о госэкзаменационном станке
(в 16-ти частях с прологом и эпилогом)
Созданы по материалам государственного экзамена III А курса (м)
Эпиграфы
«Станки налево, станки направо» (Из неопубликованного)
«Барышников танцует» И. Бродский
Пролог
час торжественный пробил -
Госэкзамен наступил*
Будет всякий** зритель рад
Посмотреть alle - parade.
* Вариант: час торжественный настал - Концертмейстер зарыдал
Автор считает положительно целесообразным воздвигнуть в левой первой кулисе памятник «Плачущему концертмейстеру», как символ
беспробудной и перманентной глухоты учащихся МГАХ.
** А между прочим, Глазатова с Герасимовым вообще выдавали пригласительные билеты
кому попало. Прим. автора.
I
Для открытия парада
Ре мажорная тирада*
И на сцену для привета
Выйдут гордости балета**
Выйдут чинно и достойно,
и торжественно, и стройно
Обалдевшие, немые,
Ноги вывернув хромые
Без былой урочной спеси
В тёмный зал поклон отвесят,
и, когда не упадут
Прямо к палке подойдут.
* Концертмейстер играет с в Ре-мажоре (тональность такая в музыке есть). Если играет. Прим. автора
** Здесь на дырявую сцену Мос. Гос.Ак. Хореографии славной поступью, походкой мягкой, от бедра, выходит орденоносная, дважды краснознамённая, трижды проклятая, закаленная в боях, как мадам де Сталь, непобедимая и легендарная, четвёртая, ударная,
десантная и, в сущности, последняя часть МАХУинского балета – III А курс мальчиков-зайчиков-попрыгунчиков-повертунчиков или просто - мальчишек (Ждановск. ласкательное). Прим. Автора.
Так вспомним их всех поименно:
Санечка, Ванечка, Андрюшенька, Серёженька, Николенька I, Николенька II, Денисочка побольше, Денисочка поменьше и Никитка, по прозвищу «Никита, что вы там опять колбаситесь!?» (Ждановск. – ругательн.) Прим. Автора.
II
Трижды сплюнувшие украдкой,
Схватят палку мёртвой хваткой,
На вступленье пострадают
и тотчас заприседают *
III
Пережив начальный срам,
Перейдут к tendus battements.
Злых Метод не уважая,
Криво стопку искажая,
Глазки - в кучку, ручки-граблей,
Выгибая ножки саблей*
Выставляют свой позор -
En dedans et en dehors.
IV
И в неменьшей лепоте
Уличен batlements jetes.
*Здесь зрителю открывается идеалистическая (не путать с идиотической) картина приседаний на все четыре стороны. Прим. автора
** А сами-то все скукожатся, язык на плече, сопят так усиленно, и морды у всех напряженно-жалобные - стараются, значит. Прим. автора.
V
Но на энтом загляденьи
Не закончились мученья. *
То же, Бог им помоги,
С левой делают ноги!
Вряд ли было это нужно,
Ибо вышло много хуже,
Хоть по логике друзья,
Хуже вроде бы нельзя. **
VI
Хари потные горят…***
Глядь без роздыху, подряд,
То ль в горячке, то ль в пылу,
Крутят rond`ы на полу.
Ножкой шаркнут, чуть подпрыгнут,
Задрожавшей ляжкой дрыгнут,
После ж этого добра,
Изовьются в potr de bras.
Разогнутся, ступят шаг,
Развернуться overstag,
И как праздничный сюрприз,
Все проделают на bis.
*Автор решил после гос. Экзамена выдвинуть III А курс (м) на соискание почетного звания «Святобалетные великомученники». В том смысле, что они принесли автору великие мучения. Прим. Автора.
**Это – по логике. А вообще – можно. См. параллельный курс. Прим. Автора.
Вероятно, их залила краска стыда за свою продукцию. Прим. Автора.
VII
В заключенье, в программе -
Разведение руками. *
Элегантно, просто, ценно,
Посреди пустынной сцены.
(Вот где можно отрваться,
Если смог туда добраться).
VIII
А теперь и вовсе мало,
Повернувшись попой к залу,
И качаясь неспроста,
Похиляли на места,
Предвкушая лишь одно –
Зацепиться за бревно. **
IX
Наступает миг счастивый
Долгожданного полива.
Выйдет въюноша патлатый,
С поливальным агрегатом
И танцующим услужит,
Разведя большие лужи.
*Оно символизирует собой греблю академическую, т.е. в академии хореографии. Прим. Автора.
**Основная танцевальная трудность этого pas – сначала не уйти далеко, а потом – вернуться, куда надо. Прим. Автора.
***Здесь автор маленько облажался, потому что, полив, на самом деле – после battement frappes. Прим. Автора.
X
В воду ножки опустив,
По позициям скрестив,
Приготовились, глядю,
Исполнять battement fondus.
XI
Я в тональности B-moll*
Не сыграю си бемоль,
А сыграю си-бекар,**
Я балету скромный дар.
Пусть моё сопровожденье
Соответсвует движеньям,
Ибо создали оне
Виды жуткие вполне.
Воплощают эти виды
Первой группы инвалиды.***
Всё, чем можно восхититься –
Выразительные лица:
Для таких кошмарных рож
Аналогий не найдёшь. ****
*Си-бемоль-минор. Тональность такая в музыке есть. Скорбная очень. Прим. Автора.
**Это очень страшно – поверьте на честное слово. Прим. Автора.
***А у нашего курса постоянно со здоровьем драгоценным все не слава Богу, - то понос, то золотуха, то пивом в дупели упьются, то ножкой при ходьбе своей балетной подтрясывают, то икают. Прим. Автора.
**** Хотя, конечно, если очень постараться, то можно найти. Аналогии эти самые. Но это только во время танца –высокая, балетная-балетная мысль так жутко обезображивает их личики интеллектом. А так они очень даже ничего себе. Прим. Автора.
XII
Бросить клавиш не посмела б
Если б не окаменела б,
Словно Лотова жена –
Так была поражена.
Кинув взгляд от fortepiano,
Красотой frappes battements`а*:
Кто-то палку не достал –
Навернулся и упал,
У кого-то пара ног
Заскочила за станок,
Этих вынесло к кулисе,
Эти ручками сплелися.
Все движенье без труда
Получилось хоть куда.**
XIII
Напряженнейший момент
Экстра-класса элемент
Дале будут выполнять –
Ногу надобно поднять. ***
Приготовясь к адской боли,
Сжав в кулак железный волю,
Организмом напряглись
И взметнули ноги ввысь.
*Однако если концертмейстер сыграет в этом месте зажмурившись, то подобного может и не произойти, если только концертмейстер не бросит клавиши из-за того, что зажмурившись сыграл не то. Прим. Автора.
**Вот здесь настоящий полив, а не там, где написано в этих дурацких стихах.
***А на уроках они себе в этом руками помогают. Или с размаху на станок закидывают.
Распахнулись ноги, братцы,
В угол градусов в семнадцать.
И тогда узнали все,
Что adagio сие.
XIV
А теперь в финальной части,
Вы подохнете от счастья.
Поглядеть предложат вам
Rond en l`air et petit battement.
XV
Заскрипевшей и тугой
Загребущую ногой
В Rond en l`air`е класс-новатор
Вам напомнит экскаватор.
Ну, а там, где будет petit,
Ножкой надобно трясти.
В этот миг придут в движенье
Жировые отложенья*:
Бёдры, головы и рожи –
Все забьётся в мелкой дрожи.
XVI
И под ног большие махи,**
Как и принято во МГАХе,
Всю закончили работу,
Исходя соплёй и потом.
*Тут автор покривил душой, ибо на самом деле, он без плохо скрытой тайной жалости смотреть на свой курс не может – такие они маленькие, худенькие, аж насквозь светятся, в чём душа только держится? – Танцуют и качаются все – видно, что жрут не досыта, спят без просыпа (не досыпают значит) ну, и пьют, соответственно, без просыха. Прим. Автора.
** Grands battements jetes. Прим. Автора.
Так настал станку конец*,
Кто доделал – молодец!
Эпилог
Я же, все, что танцевали,
Разыграла на рояле.
И играла непрерывно
Не задорно, не надрывно,
Очень тихо и не ровно, -
Чтобы было неудобно,
И фальшиво, несомненно,
И совсем не вдохновенно, -
Не хочу спасать урок –
Концертмейстер не пророк.
P.S. Вот таким веселым стал
Сей трагедии финал! (Прим. Автора.)
*Автор имеет ввиду несколько иное словесное обозначение завершения этого безобразия, но не употребляет его, памятуя о нежном возрасте потенциальных читателей, еще не достигших полного окончательного и бесповоротного брачного совершеннолетия. (Прим. Автора.)
Всем хорошего настроения!
На последнем фото Автор стихов и автор канала 25 лет назад. Выпускной МГАХ 1997год.