Жозеф, барон Дюкрё - французский дворянин, портретист, миниатюрист и гравер, а также придворный художник Людовика XVI. Он стал сегодняшним героем рубрики Вторник-ёрник не случайно: живя в 18 веке, Дюкрё создавал... сэлфи!
Понятное дело, средства у него были иные: вместо камеры телефона - холст и кисти, но суть его картин с современными фотопортретами одна. Правда, автор добавлял в свои работы долю юмора, и не боялся казаться глупым, рисуя себя зевающим, гримасничающим и просто смешным. А вот мы зачастую боимся выйти на снимке нелепо.
Смотрите сами - ну чем не быстрые снимки на телефон?
Думается мне, многим не помешало бы поучиться отношению к себе у живописца из прошлого 😉
Кем же был этот необычный автор, и почему к его имени прирос титул "барон"?
Родившийся в Нанси, Дюкрё, возможно, обучался у своего отца, который тоже был художником.
Когда молодой человек отправился покорять Париж в 1760 году, он обучался у пастелиста Мориса Квентина де Ла Тура, который специализировался на портретах и задал вектор движения ученика. Увлечение творчеством Жана-Батиста Греза также оказало влияние на Дюкрё.
В 1769 году художник отправился в Вену, чтобы написать миниатюру Марии-Антуанетты перед женитьбой на ней Людовика XVI Французского: король ни разу не видел будущую жену. Невероятная ответственность и счастливый случай для молодого портретиста!
Судя по всему, портрет был оценён о достоинству, свадьба состоялась.
В награду за службу Дюкрё получил титул барона, а также премьер-министра и первого художника королевы. Мария-Антуанетта даровала Дюкрё эти титулы несмотря на то, что он не был членом Королевской академии живописи и скульптуры, хотя там существовала строгая иерархия, и немыслимо было получить столь высокий статус без членства. Но кто пойдет против воли королевы, верно?
В начале Французской революции Дюкрё посетил Лондон с очередной государственной миссией. Там он создал последний в истории портрет Людовика XVI перед его казнью (многочисленные гравюры и рисунки монарха на эшафоте и с отрубленной головой не в счёт).
Понятно, что придворный художник, близкий с королевской семьёй, оказался в революционной опале, и, казалось бы, на его карьере можно было поставить крест.
Однако, его соратником стал Жак-Луи Давид (автор знаменитой картины "Смерть Марата"), который и помог вернувшемуся в 1793 году в Париж Дюкрё остаться на плаву. Кроме того, резиденция барона стала неофициальным салоном для художников и музыкантов, которые заказывали у него портреты. Одним из них был его друг Этьен Мелюль, который, как говорят, создал на основе личности Дюкрё главного героя одной из своих опер.
У Дюкре было несколько детей. Его старший сын Жюль был художником и капитаном пехоты - он погиб в битве при Жемаппе; но несколько его картин дошли до наших дней. Другие его сыновья умерли молодыми. Его старшая дочь, Роза-Аделаида Дюкрё, также стала художницей, как и её дочь Антуанетта-Клеменс.
Автор редко подписывал свои картины. Таким образом, многие из его работ по-прежнему ошибочно приписываются другим художникам.
Дюкре написал несколько автопортретов в 1780-1790-х годах, а самый необычный из них был создан в 1783 году: он изобразил себя широко зевающим.
Живописец увлекался физиогномикой: в своих картинах ему хотелось передать разные человеческие эмоции и состояния. В качестве модели для творческих экспериментов он выбрал себя. Возможно, из-за того, что другие люди отказывались позировать, чтобы не выглядеть в неприглядном свете. Это увлечение Дюкрё позволило создать ему несколько индивидуалистических автопортретов, значительно отличающихся по стилистике от того, что было принято писать в те времена, и освободиться от рамок традиционной портретной живописи.
Например, на его работе "Le Discreet" (Сдержанный) (ок. 1790) изображён человек с выражением, требующим тишины, прижимающий палец ко рту. Очень эмоциональное изображение!
Интерес к творчеству автора вспыхнул с невиданной силой благодаря автопортрету Дюкрё "Portrait de l'artiste sous les traits d'un moqueur" (Портрет художника в образе зубоскала), когда один из посетителей Лувра решил, что герой очень похож на рэпера, зачитывающего речитатив.
Своим наблюдением он поделился в интернете, и репродукция портрета Дюкрё с наложенными на него словами реп-исполнителей разлетелась по сети, породив многочисленные мемы в англоязычном интернете. В сети подметили, что автопортреты Дюкрё очень похожи на сэлфи и встретили их тепло.
После этого для всех посетителей Лувра, находящихся в "теме", стало обязательным сделать селфи на фоне Дюкрё-зубоскала.
Удивительно, как человек, живший больше 200 лет назад, оказался близок современному обществу. Ведь его автопортреты и правда очень напоминают телефонные "себяшки".
А вы ранее слышали об этом авторе?