Найти тему
Воз сена

"ЧЕЛОВЕК, здоровье созидающий: Валеология по Брехману"

Похож на автора
Похож на автора

#РоссийскоеОбществоЗнание

#ПремияЗнание

На ПремиюЗнание (2023) номинируется книга, на материалах которой строилась и строится образовательная и просветительская деятельность доктора педагогических наук, профессора Зайцева Георгия Кировича и доктора медицинских наук Зайцева Антона Георгиевича с 1997 года по настоящее время.

Название: ЧЕЛОВЕК, здоровье созидающий: Валеология по Брехману

Автор: Зайцев Антон Георгиевич

Описание номинанта (учебного пособия):

Зайцев А. Г. Человек, здоровье созидающий: Валеология по Брехману: учебное пособие / А. Г. Зайцев. – СПб.: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 348 с.

ISBN978-5-6047074-1-8

Выполненная в форме МОНОГРАФИИ, учебная книга издавалась под разными названиями с 1997: Г. К. Зайцев «Школьная валеология» (СПб, 1997, 2001); Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев «Валеология семьи. Культура здоровья» (СПб, 2003); Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев «Валеология взросления» (СПб, 2004); Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев «Воспитание и здоровье» (Псков, 2017), дополняясь новыми научными данными, использовалась и используется в системе последипломного педагогического образования и дополнительного образования взрослых. Последний вариант, дополненный «Экспериментальной валеологией», представлен указанным выше изданием 2022 года. Общий тираж книг - 10 000 экз.

Актуальность

Усугубляющаяся нравственная деградация населения, сопровождающаяся ухудшением здоровья, в том числе у молодого поколения, на которую наложилась пандемия, обуславливает острую необходимость воспитания мотивированной на здоровье личности.

Научность

Автором рассматриваются основные направления обеспечения здоровья человека с пренатального развития до вхождения в социальную жизнь. Учебный материал представлен в форме постановки научно-практических проблем и их решения на основе концепции воспитания здоровой личности.

Учебное пособие написано с учетом научных идей выдающихся российских ученых: И. И. Брехмана – основоположника валеологии (современной науки о здоровье) и П. В. Симонова – автора мотивационной концепции воспитания.

Валеология (латинск. valeo – здравствую; греч. logos – учение) – интегративная область знаний (самостоятельная область науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Термин и определение принадлежит И. И. Брехману (1980). Близкое определение дано в Педагогическом Энциклопедическом словаре (2002). Ключевое слово в определении – «формирование». Оно обозначает, что в структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в воспитании здоровой личности человека – формировании у него мотивации здорового образа жизни и выработки индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.

Новизна

Учебная книга выполнена в форме монографии (с научным анализом, выводами, практическими рекомендациями и творческими заданиями). Сделано это в соответствии с доминирующими потребностями взрослого человека в самоопределении и самосовершенствовании.

Главы

Книга состоит из 8 глав. В 1 и 2 главах рассматривается индивидуальное здоровье и его педагогическое обеспечение как приоритетное направление валеологии. В 3 и 4 главах ставятся и решаются общечеловеческие валеологические проблемы, связанные с половой (семейной) жизнью. Главы 5, 6, 7 и 8 посвящены обеспечению основных компонентов здоровья человека – формированию его соматического, психического и социального статусов с позиции концепции воспитания здоровой личности.

Аудитория

Учителя разных профилей, педагоги дополнительного образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской и других областей РФ, учителя Республики САХА, социальные работники Санкт-Петербурга, студенты госуниверситетов Республики Абхазия и Приднестровской Молдавской республики, курсанты Санкт-Петербургских военных учебных заведений, родители школьников, другие категории взрослых.

От автора (текст из книги):

Пандемия COVID-19 нарушила жизнедеятельность людей и заставила задуматься о будущем.

Анализ показывает, что коронавирусом заражаются и от него умирают преимущественно лица с ослабленным иммунитетом, имеющие приобретенные хронические заболевания, страдающие ожирением, ведущие нездоровый образ жизни, не соблюдающие противоэпидемический режим. Все это свидетельствует об отсутствии у них должного воспитания.

И наоборот, люди с крепким иммунитетом, не имеющие хронических заболеваний, ведущие здоровый образ жизни и, соответственно, исполняющие правила защиты от коронавируса, даже если и заражаются, то способны заболевание преодолеть без значительных потерь в здоровье. И это доказывает их воспитанность.

Вывод очевиден: необходимо формировать у людей, причем с детства, мотивацию на сохранение, укрепление и формирование своего здоровья. В этом состоит сущность воспитания здоровой личности.

Казалось бы, кто может быть против такой жизнеутверждающей, к тому не требующей больших материальных затрат, идеи?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на 40 лет назад.

В 1980 году в газете «Советская Россия» (от 29 мая и 10 июня) были напечатаны статьи «Валеология. Начало пути» и «Валеология: лекарство для здоровых» известного фармаколога, доктора медицинский наук, профессора Израиля Ицковича Брехмана (1921-1994) о новой области человеческой деятельности, призванной интегрировать имеющие знания о здоровье в новую самостоятельную науку, практику и комплексную учебную дисциплину. Новую интегративную область знаний И. И. Брехман назвал «валеологией» (латинск. valeo – здравствую; греч. logos – учение).

Идея И. И. Брехмана стала активно развиваться после выхода его книги, изданной в издательстве «Наука» (самого престижного научного издательства в СССР) в 1987 г. «Введение в валеологию – науку о здоровье», а также других его публикаций и инициатив.

Благодаря И. И. Брехману стало формироваться понимание, что здоровье человека зависит не столько он наследственности, экологии и достижений медицины, сколько от его образа жизни, который является результатом воспитания.

С учетом этого в 1990 году в России была создана первая кафедра валеологии в Ленинградском институте усовершенствован учителей (ныне «Санкт-Петербургский институт последипломного педагогического образования»), на которой началась продуктивная научно-педагогическая работа. Кроме курсов переподготовки для учителей, был создан самостоятельный школьный предмет «Культура здоровья», написаны и изданы учебные пособия для учащихся начальной школы (Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра; Зайцев Г. К. Уроки Айболита; Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки), 5-8 классов (Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма; Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики; Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Формирование сексуальности) и книга для старшеклассников (Зайцев А. Г., Зайцев Г. К. Педагогика счастья: Валеология семьи), которые прошли успешную экспериментальную проверку.

Началась подготовка учителей-валеологов в педагогических вузах, были изданы учебные пособия для студентов и учителей (Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе; Зайцев Г. К. Школьная валеология; Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Валеология. Культура здоровья; и др.).

Наконец, была разработана валеологически обоснованная модель школьного образования (модель, формирующая здоровье школьников), в основу которой была положена принципиально новая идея «воспитание как удовлетворение потребностей детей педагогическими средствами» (по теории академика РАН П. В. Симонова).

Казалось бы: «Вперед к здоровьесозидающей школе! Вперед к победе над болезнями педагогическими средствами – без лекарств!»

Однако, как это часто случается в «стране Гоголя и Салтыкова-Щедрина», вполне гуманные и перспективные в социальном отношении инициативы и достижения не были должным образом ни поддержаны, ни использованы.

А ведь за 30 прошедших лет при должной поддержке уже могло быть воспитано поколение валеологически мотивированных и валеологически образованных, а, следовательно, и здоровых во всех отношениях молодых людей, способных противостоять всякого рода заболеваниям.

А что имеем сегодня: усугубляющаяся нравственная деградация населения, сопровождающаяся ухудшением здоровья, в том числе у молодого поколения, на которую наложилась пандемия...

Заключая еще раз скажем: чтобы противостоять всякого рода болезням, нужны значительные усилия самих людей по созиданию собственного здоровья, что возможно только с помощью соответствующего валеологического воспитания и образования.

В предлагаемое учебное пособие включены достижения ведущих отечественных ученых и практиков, в том числе петербургских валеологов, по обеспечению здоровья человека с пренатального развития до вхождения во взрослую жизнь, которые могут быть востребованы в современных условиях и в будущем.

А. Г. ЗАЙЦЕВ, доктор медицинских наук.

Об авторе

Зайцев Антон Георгиевич, доктор медицинских наук,подполковник мед. службы запаса, профессор Ленинградского областного института развития образования, соавтор указанных выше книг, а также книг: Твое здоровье: Укрепление организма. СПб.: Детство-Пресс, 1998-2006; Твое здоровье: Регуляция психики. СПб.: Детство-Пресс, 2000-2006; Педагогика счастья (Валеология семьи). СПб.: Союз, 2001; Человек в миниатюре, которая всё увеличивается: воспитание и судьба. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2021; Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко: Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022.

ФИО заявителя: Зайцев Георгий Кирович.

Эл. почта: valegoga@yandex.ru