Найти тему
Владимир Чугунов

О Таинстве Причащения

«Приобщение святым Тайнам установлено ежедневное. Ежедневное приобщение жизни Хри­стовой долженствует ежедневно оживлять христиа­нина духовной жизнью. «Частое причащение жиз­ни, – сказал Василий Великий, – что иное значит, как не частое оживление?» Частое причащение, что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретённая падением; смерть вечная побеждает­ся и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Хри­сте, источающейся из Христа; жизнь – Христос – водворяется в человеке (Т. IV стр. 159-160).

«Хлеб наш насущный, – так пишется прошение святым евангелистом Лу­кой, – подавай нам на всяк день».

С прошением совме­щена заповедь (!), возлагающая на христиан обязанность, столько ныне упущенную, ежедневного приоб­щения святым Тайнам.

Сказав «на всяк день», Господь выразил этим, что без сего хлеба мы неспособны провести даже одного дня в духовной жизни. Сказав днесь, выразил этим, что его должно вкушать ежеднев­но, что вкушение его в протекший день недоста­точно, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нём требует, чтоб мы уча­щали это прошение и приносили его на всякое вре­мя: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (Собрание сочинений Т. IV, стр. 308).