Найти тему
Свободное время

Гимн взрослому человечеству. «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова

«И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или другие случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь, влекущую за собой попавшие в ее орбиту человеческие жизни. Мы, не зная достаточно глубоко причинную связь, не понимая истинных мотивов, называем это судьбой».
И. А. Ефремов "Лезвие бритвы"

Вот ведь парадокс: когда ты прочитал впервые или перепрочёл книгу и пребываешь восторге от неё, но в тоже время, ты почему-то не в состоянии словами передать всё, что ты о ней думаешь. Вот, казалось бы, уже читано-перечитано, но всякий раз раскрываются новые глубины. А ведь задача не рецензию написать и не отзыв — а донести, почему рекомендуешь прочесть.

На сей раз речь пойдёт о романе Ивана Антоновича Ефремова «Лезвие бритвы». После прочтения романа долго преследует многообразие ощущений и какое-то особенное послевкусие постоянно тянется шлейфом. После подобных книг надолго остаётся желание осмыслить, осознать, раскрыть реальность. И ещё не раз вернуться к роману. Ты не просто читатель, — ты соучастник в романе, постоянно примеривающий на себя мысли героев. Иногда ты всё понимаешь, иногда радуешься критике происходящего, а иногда потрясает глубина мысли об устройстве жизни, человека в обществе.

Не первый раз берусь я писать о «Лезвии бритвы» И. А. Ефремова — но всё не то…Можно препарировать по сюжетным линиям, по стилям повествования, по странам и эпохам, по происходящему внешне и внутри человека, по научным монологам — но всё это будет фрагментами единого могучего целого.

Так чем же всё-таки любопытна эта книга, в чём её особенность и почему её необходимо прочесть? Почему она на все времена, ну уж точно, на ближайшие десятилетия? Роман Ефремова один из очень и очень немногих, после прочтения которого «вкусно», вкусно мозгу, не только чувственному, эмоциональному, эстетическому историческому и прочим восприятиям — потому что есть над чем подумать и это главное, и важное в жизни каждого человека в обществе. Это невероятно истинное наслаждение для ищущих и думающих людей.

И, как мне кажется, главное в сюжете — не то, чем завершится поиск «Чёрной короны» (это всё дано в конце романа в разъяснениях научных мыслей Гирина о серых камнях и их воздействии), а развязка книги — встреча с индийскими учёными. Правда, каждый видит то, что хочет и обязательно кто-то сделает акцент на частом курении героев, кто-то на индуистских практиках йоги, тантр, кто-то увидит пропаганду коммунизма, а кто-то эротики — каждому своё, как говорится. Хотя всё, о чём предупреждал автор, случилось.

Согласно автору, осевая ориентировка романа строилась вокруг физической целесообразности красоты, её восприятия человеком, мужчиной, женщиной.

По признанию самого автора, роман экспериментальный, в котором, казалось бы, нарушены все каноны создания литературного произведения. В одном произведении даны несколько сюжетных линий, смешаны жанры и стили, действия происходят в реальном мире и мире мыслей, в разных странах, в различных культурах. Уж не ведаю, почему роман назвали фантастическим, а кто-то «советским мистическим», хотя наоборот, он очень даже реалистичен — ведь приключенческая линия — это способ автора в интересной форме донести до читателя основные вечные, философские вопросы человечества.

Помнится, в первом прочтении в юности всё, что касалось приключений и исторических сцен и наивно-возвышенных главных героев-вызывало больший интерес, — а сейчас наоборот, подкупает глубина философской мысли, диалектический подход ко всему происходящему вокруг в мире.
Раньше казалось, что это невероятная эклектика, смешение всего и вся — ныне же все главы, все сцены сложились в целое. Иногда мысль не успевала за основными линиями в романе, сменой географических мест, перемещениями разных героев, сообществ в романе от СССР, Италии до Индии и загадочной Шамбалы в Памире. Мысль не успевала и за сменой жанров: то это исторический экскурс-воспоминания, то развитие любовной линии, то совершенно очевидные авантюрные приключения, то детектив, то этнографические зарисовки с долей фантастики, а то — философские рассуждения. И при всём при этом весь роман обильно нагружен научными темами по философии, медицине, геологии, психофизиологии и т.п.

Как же получилось, что в одном произведении все моменты взаимосвязаны, причудливо переплетены и вплетены в одну главную канву, мысль, проходящую сквозь весь роман? Как такое возможно?! Ивану Антоновичу, писателю-социологу это удалось.

Лезвие бритвы — тонкая грань, не позволяющая скатиться в категоричность, и помогающая всякий раз делать правильные выводы, принимать верные решения, занимать независимую позицию. А с другой стороны, если смотреть на роман, как на состоящий из нескольких историй внутри, переплетенный философией — то он становится многогранным, как алмаз, сверкающий всеми гранями. И конечно, каждый найдёт в нём для себя свое особенное.

Весь роман — это гимн ЧЕЛОВЕКУ, его возможностям, потенциалу, который не раскрыт, не может быть раскрыт по причине давления противоречий в обществе и в капиталистическом, и в уже более прогрессивном, но ещё не совершенном — социалистическом.

Казалось бы, тема любви, сшивающая весь роман в разных его главах — что может быть банальнее? сколько написано уже об этом? Но здесь это не примитивная, упрощённая любовь к человеку, к женщине или мужчине, не её отдельные части в виде страсти и банального влечения или просто дружбы, уважения. Нет!

Здесь любовь к ЧЕЛОВЕКУ, во всей его многогранности в целом, с его сомнениями, противоречиями, толкающими его на поиски нового, с его борьбой с самим собой в попытке одержать верх над собственным дурным началом, поиском свободы, но не во вне, а внутри себя. Эта самая свобода и изливается изнутри наружу в виде честности, принципиальности, несгибаемой воли главного героя Ивана Гирина (прототипом Гирина послужил покойный друг И. А. Ефремова, врач и анатом, ленинградский профессор А. П. Быстров) в деле построения коммунизма. Эти качества проявляются и в работе, и в отношениях с друзьями, и с любимой девушкой, и в борьбе с хитрым и коварным врагом, и в противостоянии с карьеризмом, с ханжеством, чванством, в открытом бою и с интриганами.

Нет, Гирин не герой-новатор, инженер или конструктор, — он отдающий последний долг своему погибшему товарищу-архитектору и некогда спасенной Гириным жене архитектора Анне. Гирин берёт на себя ответственность в сложных ситуациях и делает выбор:
— принять решение делать ли самостоятельно операцию больному в условиях совершенно непредназначенных для этого;
— принять решение о вмешательстве в психику матери Анны для её исцеления на свой страх и риск;
— браться за реставрацию статуи, над которой работал погибший сослуживец и друг-архитектор, рискуя вызвать критику и недовольство.

Эту статую, как когда-то и саму Анну с её матерью, после убийства их отца и мужа кулаками, он спас, отреставрировал и даже, смог выставить при финансовой помощи друга-профессора геологии. И даже на выставке он защищал не друга-скульптора, не Анну, прототип статуи, а само отношение к красоте, к женственности, к женщине в целом, понятие «красота». Эта речь одна из стержневых в романе развенчивающая животное, первобытное в человеке стыдливо-ханжеское с общественными предрассудками отношение к красоте — он указывает на тонкую грань,
лезвие бритвы, по которой человек должен идти, если не хочет скатиться в скотское собственническое или, наоборот, дойти до пренебрежительно высокомерного идеалистического эстетствующего и оторванного от жизни состояния. Как разделить красоту в искусстве и в жизни, о которой Гирин рассказывает, словно поёт гимн, в ответ художественным академическим деятелям, которые своё восприятие (от ханжества и пошлости, от примитивного разврата, вульгарности восприятия) выдают за истину?

-3
«Помните, если вы, глядя на красоту нагой женщины, видите прежде всего „неприличные места“ и их надо от вас закрыть, значит, вы еще не человек в этом отношении.»


Где грань между целесообразностью анатомического тела и «единственно совершенной возможностью» — идеалом, где место тогда вкусовщине?
И какова мера, которой мерить? Много философских, диалектических моментов зашито во всём романе и в этой речи Гирина, в частности.

«Проблем выбора» — одно из немногих преимуществ, данных человеку, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ. На каждом повороте только он определяет как поступить, пойти ли по лёгкому и короткому, комфортному, но скользкому пути или — по более длинному, менее комфортному и более трудному — но где он станет ещё ближе к ЧЕЛОВЕКУ.

Ефремов показал нам Гирина, как цельного человека, как коммуниста, как носителя энциклопедических знаний, и как знающего толк в музыке и умеющего играть на фортепьяно, и как человека сострадательного, готового поставить на карту карьеру, ради помощи конкретному больному, — а самое главное, человека постоянно ищущего, не ставящего ограничения, но и не идущего на поводу у мифов и предрассудков.
Как диалектик, он в противоречиях, в непознанном видит необходимость познания, потенциал возможностей — ему чужды табу.
Он рассматривает хранилище первобытного опыта как скрытое сознание, не «под-», не «над-» сознание — отсюда целая череда его рассуждений о сознательном и бессознательном, как едином целом психическом человека, об ошибках Фрейда. И снова пресловутое
лезвие бритвы — грань не разъединяющая, а соединяющая в целое — и важно быть «от двух бортов — к середине», не свалиться в однобокость, в крайность, чтобы эту цельность сохранить и ничего не упустить.

Гирин Иван
Гирин Иван

При всём при этом, Иван Гирин — герой, который занимается исследованием психофизиологии человека на основе разработанной им самим философской модели, и главным объектом исследований и размышлений является прежде всего он сам. Главная цель его жизни — самосовершенствование на всех уровнях: нравственном, интеллектуальном, физическом, профессиональном. Результаты поразительны: он развил способность к внушению и способен использовать свой дар для гипноза больных или врагов, в очень высокой степени контролирует своё тело и разум, его способности к диагностике сродни телепатическим. Такие успехи объясняются тем, что он приблизился к пониманию истинной сути деятельности организма человека и функционированию психики. Самопознание и самосовершенствование — ключи к созданию из современного человека истинного ЧЕЛОВЕКА коммунистического будущего.

Кто-то в нём увидел одинокого и непонятого, кто-то мученика-неудачника.
Но это не так — у него есть друзья, есть любимая, есть молодые учёные, его ученики и коллеги. Но к выбору их он подходит тщательно и разборчиво, достаточно деликатно и терпеливо и судит по делам.
А иначе можно приписать ему, что он исключительный, энциклопедических знаний гений, но несчастен и одинок. Среди кого?! Среди огромного количества, носящих ученые степени, карьеристов и бюрократов от науки, — а не её творцов. Он не скандалит и не сутяжничает, для него главное дело — помочь человеку, людям, найти способ помогать — вот это важно, а не интриганы от науки. И он чётко держит этот курс в романе.
Это настоящее его счастье — оставаться самим собой, не изменяя своим идеалам и целям, видеть результаты своего труда.
В том то и дело, что в романе показан истинный коммунист, умеющий диалектически подходить к вопросам, потому и обсуждаются вопросы архитектуры, музыки, научных мнений и разработок, древних учений, их роли в жизни человеческого общества, их отношение к женщине, йогических и тантрических учений.


В своей беседе с йогинами Индии, в конце романа Гирин весьма жёстко критикует йогу. Ведь её основатели-йоги пассивны и равнодушны к серьёзнейшим общественным проблемам. Вместо того чтобы спасать других, йогины отстаивают идеал личного спасения и самосовершенствования; саккумулировав огромный опыт за века, йоги не сделали его достоянием человечества, не применили его
для умножения счастья и красоты. Причина этого в том, что йоги связали себя с религиозными идеями, культовыми традициями и церемониями и «проспали» развитие науки на Западе. Гирин стремится очистить йогу от «религиозной шелухи», выявить её рациональное ядро, которое может помочь в становлении нового человека. В диалоге с йогинами он говорит о коммунизме, который сформирует человека нового типа с новой психикой, в котором не будет ни фанатиков, ни обывателей. Именно потому коммунизм победит: только такая идеология наполняет «высоким смыслом жизнь каждого среднего человека».

Где граница отделяющая или соединяющая духовное и материальное, да так, чтобы не скатиться в идеализм, в мифологию или наоборот в отрицание того, что пока ещё не изучено, где ещё не выведены закономерности?

«Чтобы предупредить еще одну многочисленную группу вопросов, скажу, что постижение даже самых низших ступеней хатха-йоги требует обязательного руководства опытного учителя. Книги по йоге, составленные в Индии, и сама ее тысячелетняя практика созданы не для нашего времени и не для нашего климата, питания, жизненной обстановки. Без сомнения, сейчас дело изучения хатха-йоги в нашей стране сдвинулось с мертвой точки: появились фильмы, изданы даже руководства. Однако еще предстоит огромная работа; она прежде всего должна производиться учеными-физиологами и врачами. Всякая самодеятельность в этом направлении обычно приносит серьезный вред, особенно если люди попадают под влияние снабженных даже какими-то дипломами псевдойогов.» — писал сам Иван Антонович.


Ефремов специально обострил этот момент с тантрической йогой, сделал провокацию на пуританские подходы. Испорченный низкий человек видит во всём то, что может использовать для себя, своих чувственных наслаждений, на низком животном уровне человеческих страстей и желаний.
И вот всякого, кто пытается приплести к этим психотехникам мистический или религиозный смысл, Ефремов и изобличает, и ставит на место совершенно материалистическим пониманием красоты жизни. И эту красоту постоянно воспроизводят МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА. Когда мы смахиваем религиозный налёт мифологии, остаётся красота целесообразности и тогда нет места ханжеству и примитивной эксплуатации женщин, как это показано с Тилоттамой, нет места «красота — для меня только, это моё». Это честный и открытый разговор о том, что такое женственность, «красота женщины», красота отношений между мужчиной и женщиной в отличии от примитивной похоти;

«…Шораши-Пуджа — поклонение женщине… Но если во время обряда ты упадешь с лезвия ножа, то будешь отдан на растерзание безумию чувств».

«Счастье встречи с тобой, оно будто лезвие ножа — страшно остро и очень узко. А рядом, с обеих сторон, две темные глубины. Одна — отзвук общечеловеческой тоски и трагедии при встрече с прекрасным».



Как всё в мире имеет две ипостаси, так и здесь, — всё зависит от уровня ЧЕЛОВЕКА в тебе от твоего желания возвыситься над своими слабыми сторонами или скатиться к животным. И это тоже быть на «лезвии бритвы», наслаждаться тем, что дано природой, но не разрушать её своим низменным скотством. Двое, мужчина и женщина, как единое целое ЧЕЛОВЕК, постоянно поднимая свои человеческие, гражданские качества, делают этот мир лучше и чище.
Всем своим романом Иван Антонович предупреждал нас ещё тогда, из 60-х, что любое заметание якобы тайных знаний под ковёр, будь то: йога, тантра, половое воспитание, и прочее — неминуемо обретёт мистический тайный флёр и множество похабников и невежд с мещанскими ценностями рванутся одни учить, другие — учиться неизвестно чему. Что и случилось с нашими согражданами, именно этим объясняется небывалый спекулятивный взрыв интереса к разного рода практикам, массажам, откровенному разврату, гороскопам и пр. метафизикой. Одни на этом зарабатывали, другие оглуплялись и оскотинивались.
Ефремов же был за честный и открытый, научный разговор материалиста, он видел опасность в любом «заметании под ковёр». И в этом опять
лезвие бритвы: говорить открыто или ханжески замалчивать, а уличенных в интересе — линчевать?


Так что же такое
лезвие бритвы?
Несмотря на всю историю цивилизации, человек всегда на
лезвии бритвы:

«Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы, потому что найти её, осуществить… так же трудно, как пройти по лезвию бритвы…
«…Ага, вспомнила, кто говорил о тончайшей линии, как лезвие бритвы, проходящей между двумя неверными крайностями».


«Конечно, узка и трудна та единственно верная дорога к коммунистическому обществу, которую можно уподобить лезвию бритвы».

Роман Ивана Антоновича о жизни живой, противоречивой, требующей каждодневного творчества, о коммунизме, о его понимании во всём многообразии с учётом всех возникающих противоречий. И здесь Ефремов пишет не о цели «построении самого справедливого общества», а о том «как?».
Не с избитыми догмами и слоганами, кондовостью и консервативностью охранительского "коммунизма", над которым мы смеялись и подшучивали с анекдотами над выродившимися «советскими мыслителями». Которые запутались в казавшихся ясными трех соснах и среди трех основных частей марксизма. Это с этим марксизмом мы столкнулись в позднем СССР в институтах и школах — выхолощенным, упрощенным до примитива, вне понимания всей сложности жизни.

Ефремов вскрывает общественные конфликты в романе, показывая, что противоречия и есть двигатель развития в обществе, путь самосовершенствования прежде всего самого себя и, как коммуниста, и как мужчины/женщины, и как человека будущего. Образ Гирина, который дан нам не просто, как образ коммуниста, хорошо и разносторонне образованного, но и как человека невероятно эрудированного, человека глубоких энциклопедических знаний, пытливого умом, с независимой точкой зрения, умеющего обосновывать, отстаивать и защищать позиции коммунизма, будь он среди бюрократов и деляг от науки или в среде индийских мудрецов.

Масштаб мысли автора говорит о глубоком владении марксизмом-ленинизмом в диалектической её части особенно.
Западные модели капитализма, основанные на манипулировании низшими инстинктами и заинтересованные духовной деградации человека никогда не смогут даже приблизиться к уровню духовной высоты учёных советского союза по совершенству мысли.

Его позиция не
знайки, а гражданина Мира, ставящего перед теми, кто считает, что много знает и обладает сокровенными знаниями, задачи не индивидуального совершенствования, а дарения всем людям этих знаний, чтобы быстрее осуществить переход к коммунизму, пока люди из-за невежества не успели уничтожить друг друга и всё что их окружает.
Вообще сам автор это не просто невероятной глубины философ и диалектик с неимоверным кругозором, учёный палеонтолог — это гражданин Мира.

Роман Ефремова— это гимн взрослому человечеству в коммунистическом обществе, выросшему из пелёнок и пут индивидуализма и потребительства капиталистического общества, смело и с уверенностью смотрящему в будущее.

@ Феникс

Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK

наш сайт