История о том, как знаменитый «человек рассеянный с улицы Бассейной» из стихотворения Самуила Маршака ехал из Ленинграда в Москву, имеет под собой реальную подоплёку — считается, что подобная история случалась со многими людьми. Но есть в этой истории и нестыковки.
Помните, «это что за остановка — Бологое иль Поповка?». И хотя герой стихотворения вообще никуда, как известно, не ехал, но сама история «уходит корнями вглубь», как говорится.
Как отмечают некоторые исследователи, всё дело в особенности станции Бологое, находящейся как раз посередине железнодорожного пути между Москвой и Ленинградом.
Именно в Бологом сходились поезда, идущие в обе стороны. И часто они останавливались там в одно и то же время — пассажиры выходили прогуляться, а затем путали составы и садились в тот поезд, что следует в противоположную сторону.
Этому, говорят, способствовали таблички на поездах, на которых было написано «Петербургский поезд» и «Московский поезд» — не помогает, согласитесь.
Конечно, такая рассеянность удивляет. Но в случае, если у пассажира, скажем, не было багажа, и ехал он в одиночестве, то, возможно, как-то и выходило так, что шанс опомниться у него возникал только на конечной станции.
Кстати, говорят, некоторые поезда между Москвой и Ленинградом в то время ехали по 30 часов, так что удивление рассеянного человека понять можно: «Еду я вторые сутки, — говорил он. — А приехал я назад, а приехал в Ленинград!».
Впрочем, подобные истории можно найти и о времени, когда жители Москвы и Санкт-Петербурга ездили между своими городами на почтовых каретах и дилижансах. Перепутать и вернуться обратно в свой город, говорят, было делом довольно частным и привычным.
Но в чём нестыковки, спросите вы? Всё дело в том, что Самуил Яковлевич писал это стихотворение в конце 20-х годов прошлого века — оно издано в 1930-м году. Его «человек рассеянный» конкретно в то время не мог жить в Ленинграде на улице Бассейной — такой улицы не было.
Конечно, можно сказать, что это лишь для рифмы и просто «смешное название» — возможно. Однако Маршак таким образом отправил своего героя жить в прошлое, максимум в первый год после появления Советской власти. Как так получается?
Как известно, Петроград был переименован в Ленинград в 1924 году, а вот улица Бассейная (она так называлась, поскольку вела к искусственному бассейну, созданному для подачи воды к фонтанам Летнего сада) была переименована в 1918 году в улицу Некрасова.
То есть в Ленинграде не было такой улицы в принципе, она была только в Санкт-Петербурге и Петрограде.
Упомянутый выше бассейн, давший название улице Бассейной, считался частью Лиговского канала, которого сейчас уже не существует. Как не существует и канала, который дал название нынешней улице Бассейной, появившейся на карте — вот теперь уже Ленинграда — в 1954 году.
Её название стало «эхом» проекта так называемого Южного обводного канала (его называли бассейном — отсюда название улицы), так и не реализованного. К слову, как и бассейн, питавший фонтаны Летнего сада, этот канал должен был питать знаменитые фонтаны на Московской площади, где к началу 40-х построили огромный Дом Советов.
Сама идея строительства канала, впрочем, возникла ещё до войны, в середине 30-х годов — поэтому, конечно, Маршак знать о проекте не мог.
Хотя, говорят, похожий замысел обсуждался ещё при монархах – но уж название будущих улиц в этом ещё практически загородном районе никто точно ещё не планировал.
Тем не менее, если будете искать улицу Бассейную, на которой жил «человек рассеянный», то знайте — её нет. Хотя обычно туристами показывают именно улицу им. Некрасова, благо находится она практически в центре города.