Макрей, Импреза, ралли — эти ассоциации рождало слово Subaru всего каких-то 10–15 лет назад. Вы удивитесь, но гонки — это лишь короткий эпизод в резюме японской марки. Приготовьтесь узнать о Subaru много нового.
Subaru появилась на базе предприятий, которые делали военные самолёты
Сколько всемирно известных автомобильных брендов подарила нам авиация? Как минимум, BMW и SAAB. А теперь смело добавляйте в этот список и Subaru.
Предприятие Fuji Heavy Industries, которой Subaru приходится «дочкой», было основана в 1953-м путём слияния шести инжиниринговых фирм, прежде находившихся под крылом Nakajima Aircraft Co. Если интересуетесь историей Второй мировой войны, то вы наверняка знаете, что многие боевые самолеты Японии — дело рук именно этой фирмы. В налёте на Перл-Харбор, например, участвовало около 90 бомбардировщиков и торпедоносцев T-97 производство Nakajima.
После войны авиационная корпорация была расформирована, а на её обломках появились мирные, в том числе и автомобильные бренды.
Факты о Peugeot, которые вы вряд ли знали
Всё началось с мотороллеров и копии «Жука»
В 1956-м под брендом Subaru запустили производство скутера Rabbit (с английского переводится как кролик). По сути, это была слегка переосмысленная версия классической Веспы. Но рост экономики Японии и повышение благосостояния трудящихся привело к падению спроса на бюджетную мототехнику и взлёту популярности бюджетных автомобилей.
Первым автомобилем Subaru считается модель 360 — кей-кар с 360-кубовыми двухтактным моторчиком в заднем свесе и стеклопластиковым кузовом, похожим на захворавший Volkswagen Beetle. Зато у Subaru 360 была полностью синхронизированная 3-ступенчатая «механика» и независимая подвеска по кругу. Для машинки этой ценовой категории — очень недурно.
Дебютанта 1958 года ждал тёплый прием на домашнем рынке, после которого компания Subaru, почувствовав головокружение от успехов, ринулась завоёвывать Америку.
Интересные факты о Hyundai, которые вы вряд ли знали
У Subaru была секретная модель, о которой мало кто слышал
Официально именно 360 считается первым автомобилем марки Subaru. Однако за четыре года до дебюта «японского Жука», инженеры Subaru построили другую машину. И она гораздо больше напоминала автомобиль в типичном европейском понимании.
Subaru P-1 — это четырёхдверный седан с 1,5-литровым бензиновым мотором. Построили две версии: одну с копией двигателя Пежо, другую — с мотором японской фирмы Prince Motors. Всего выпустили около 20 прототипов P-1, некоторые из которых прошли жёсткие эксплуатационные испытания в японских таксопарках.
Седан показал себя очень неплохо, но продолжения не последовало. Стратеги Subaru посчитали, что сразу выходить на рынок полноразмерных автомобилей слишком дорого и рискованно. И перешли к «плану Б» — разработке того самого кей-кара 360.
8 фактов о Volvo, которые вы могли не знать
Subaru смогла закрепиться в США благодаря человеку с неудачным опытом в автобизнесе
Домашний успех модели 360 сменился разочарованием в США. Японцы решили, что их автомобильчик не сильно хуже немецкого конкурента, который за океаном расходился очень большими тиражами, но ошиблись. Так, журнал Consumer Reports назвал Subaru 360 «самым небезопасным автомобилем на рынке».
Впрочем, закрепиться в США марка Subaru всё-таки смогла — стараниями деятельного импортёра Малькольма Бриклина, в биографии которого до этого был только неудачный автомобильный опыт. Он разработал и запустил в серию собственный спорткар Bricklin SV-1, рыночное фиаско которого можно сравнить только с провалом Delorean DMC-12.
Однако с Subaru Бриклину (как и Субару с Бриклиным) повезло больше. А за малышкой 360 вскоре последовали машины покрупнее — FF-1 и Leone.
8 фактов о Porsche, которые вы могли не знать
У логотипа Subaru несколько значений
Эмблема Subaru — возможно, одна из самых красивых в автогеральдике. Согласно греческой мифологии, Плеяды — это семь сестёр-нимф: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета и Электра. Почему же тогда звёзд на эмблеме всего шесть? Просто в Японии одну из сестёр-нимф считают невидимой. То есть она как бы есть, но на эмблеме не видна. А ещё шесть звёзд на логотипе символизируют шесть компаний-выходцев из структуры Nakajima Aircraft Co, которые основали Fuji Heavy Industries.
Интересные факты про FIAT, о которых вы не догадывались
Мировую известность фирме принесло участие в ралли
Полный привод стал киллер-фичей Subaru не сразу. Впервые автомобили марки с трансмиссией 4WD появились в 1973 году — для того времени четыре ведущих колеса на легковушке были в диковинку. Но возможности полноприводных Subaru на скользком покрытии быстро оценили некоторые категории клиентов, особенно в горных районах США, вроде Колорадо. Так у японской марки сформировался пул преданных покупателей. Правда, не очень многочисленный.
Долгое время Subaru оставалась в тени других японских брендов, но всё изменили гонки. Впервые полноприводный автомобиль марки появился ещё на трассе межконтинентального марафона Лондон-Сидней 1977 года, но настоящие успехи пришли в 1990-х и связаны они с моделью Impreza, подготовленной для ралли английской фирмой Prodrive.
Именно с Subaru Impreza WRC связан карьерный взлёт и чемпионский титул легендарного шотландца Колина Макрея. Именно благодаря этой машине из игрока второго эшелона Subaru превратилась в известный всему миру бренд, а сама Impreza WRX стала иконой среди спортивных моделей.
Взлёт популярности был настолько удивительным, что сравнится с ним смогло только добровольное решение Subaru отказаться от раллийно-спортивного наследства!
Факты о китайском автопроме, которые вы могли не знать
Японцы разочаровались в гоночном имидже
После череды блёклых выступлений в чемпионате мира по ралли, Subaru в середине 2000-х приняла решение не только уйти из гонок, но и вообще сменить позиционирование. В штаб-квартире компании посчитали, что спортивный имидж отталкивает от бренда широкую аудиторию покупателей и ударились в мейнстрим.
От спортивных моделей в компании почти отказались, зато в линейке Subaru прибавилось кроссоверов. Была ли тактика оправданной? С одной стороны, в числовом выражении продажи Subaru за последние 10 лет выросли. С другой — до уровня Toyota, Nissan и Honda фирма так и не добралась.
Любопытные факты про КамАЗы, которые вы могли не знать
Про опыт в Формуле-1 японцы вспоминать не любят
Помимо ралли, в Subaru увлекались и другими гонками. В том числе и Формулой-1. Правда, эту попытку не назовёшь удачной. В начале 1990-х 12-цилиндровый мотор Subaru ставили на шасси итальянской команды Coloni. Японским этот мотор, правда, был только на словах. По факту, оппозитный двенадцатицилиндровый агрегат разработала итальянская фирма Motori Moderni. И он, увы, не отличался ни мощностью, ни надёжностью. За восемь Гран-при сезона 1990 года Coloni Subaru ни разу не допустили даже до квалификации! После этого терпение японцев лопнуло и во избежание ещё большего позора они спешно покинули серию.
10 фактов об Audi, которые вы могли не знать
Subaru называет свой полный привод «симметричным», но по своей причине
Многие слышали, что Subaru называет полноприводную трансмиссию своих автомобилей Symmetrical All Wheel Drive, то есть «симметричный полный привод». Но не потому, что в машинах этой марки тяга всегда распределяется в равных пропорциях между осями. Во-первых, в разных моделях Subaru момент между осями может тасоваться в разных пропорциях. А во-вторых — сама компания подразумевает под симметричностью совсем не это!
Симметричной свою систему полного привода марка называет из-за зеркального расположения агрегатов относительно продольной оси автомобиля. Даже полуоси (которые передают тягу на колёса) у машин Субару имеют одинаковую длину.
Впрочем, распределять тягу в пропорции 50:50 между передними и задними колёсами некоторые модели Subaru раньше тоже могли.