Найти тему
Свободная Пресса

Такой Совбез ООН нам не нужен. Политолог Жарихин оценил инициативу американского президента протолкнуть в коллегиальный орган «своих»

Оглавление

В интервью британскому изданию The Telegraph координатор по стратегическим коммуникациям США Джон Кирби сообщил что президент Соединенных Штатов Джо Байден собрался поднять вопрос об изменении архитектуры Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

  • «Мы предельно ясны в том, что пришло время оценить архитектуру Совета безопасности ООН», — ответил Кирби на вопрос журналиста, считает ли американская администрация, что Совбез более не отвечает своей цели.

Кирби пояснил, что США полагают, что Совбезу надо стать «более инклюзивным и всеобъемлющим», а потому Байден поддержал бы включение большего числа членов в Совет Безопасности. Издание отметило, что американский лидер, вероятно, потребует включить в Совбез ООН пять или шесть новых постоянных членов.

Вместе с тем, российский политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в беседе со «Свободной Прессой» обратил внимание, что необходимо понимать, на какое расширение рассчитывает американский президент.

  • — Если Байден планирует просто расширить состава Совета Безопасности за счет непостоянных членов, то есть, за счет ротации, — это, по сути, никак качественно не изменит ситуацию в этом органе. Но если речь идет о количественном увеличении постоянных членов, то, думаю, нам это не очень выгодно — дело в том, что в постоянные члены хотят ввести явно настроенные против России Германию и Японию, поэтому коллективный Запад может оказаться в элементарном большинстве.
  • Впрочем, у меня есть собственная точка зрения на это. Мне думается, мы должны отказать в праве вето постоянным членам Совета Безопасности, но при этом, отказать данному органу ООН в принятии обязательных решений, касающихся вопросов войны и мира.
  • Практика деятельности Совета Безопасности при праве вето со стороны постоянных членов показывает, что при откровенном разделении его членов на две группы, такие решения практически не проходят. А если они и проходили по тем, или иным причинам, то ничего хорошего от этого не происходило.
  • Могу напомнить, например, про неучастие Советского Союза в голосовании по Корее. Мы помним, чем дело кончилось — кровопролитной войной, которая привела к сохраняющемуся до сих пор разделению Кореи на два государства. Кроме того, мы знаем о бесполетной зоне над Ливией, принятое с согласия России во времена президентства Дмитрия Медведева, в итоге это привело к откровенной интервенции со стороны стран Запада.
  • Поэтому, мне думается, что уже пора лишить международное сообщество права военного урегулирования в тех, или иных странах мира.

«СП»: А может ли Россия, как постоянный член Совбеза каким-то образом заблокировать такое решение, если оно не выгодно нам?

  • — Безусловно, заблокировать-то она может. Впрочем, у нас тоже не простая ситуация — мы ведь и сами говорили, что необходимо реформирование Совета Безопасности, необходимо расширение состава его членов. Поэтому, на мой взгляд, это будет совсем не такая уж простая игра вокруг всего этого.
  • Но прежде хотелось бы понять, какое предложение выдвинет Байден. С его стороны, может быть предложение — расширить Совет Безопасности, предоставить новым членам органа право голоса, а постоянных членов Совбеза лишить права вето. Но в таком случае, пользуясь простым большинством среди постоянных членов Совета Безопасности, Соединенные Штаты смогут продавливать те решения, которые нужны именно им и будут противодействовать нам. Естественно, с таким вариантом Россия, конечно же, не согласится.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков