Человеческая история - штука скоротечная. Техническая история - скоротечна вдвойне. Минимум. Вот, казалось бы, вроде не так давно восхищались техническими новинками, ан - глядь: а уже и не осталось никаких воспоминаний! Уж на что авиация - оч-чень консервативная отрасль технического прогресса, но и та отбрасывает на обочину жизни самолёты, не нашедшие себя в жизни. Однажды я поддался ностальгическим размышлениям, и мы с вами несколько дней обсуждали особенности XX века и сетовали о том, что из современной авиации ушла душа (если кто не в курсе - ссылка будет в конце публикации).
-Алексей, есть у меня модель, точнее - набор, который для нашего поколения обладает двойственной философией, - писал мне однажды постоянный читатель и большой ценитель стендового моделизма: - Этакий идеологический дуализм: с одной стороны - могущество и технический гений Державы-которой-больше-нет, а с другой стороны - не только прототип, но и модель обладают Большим Трагизмом.
Признаться, я не смог угадать этот набор (если кто уже догадался при этих словах - бросайте чтение, пишите комментарии! Интересно же! ); но если, подумал я, речь о Большой Трагедии, то это, видимо, "Титаник"? Ну, потому что я не встречал модель "Адмирала Нахимова".
Но, как оказалось, это был и не "Нахимов", и не "Титаник", и, вообще, никак не связано с судостроительной отраслью. И с военными кораблями тоже.
Хотя, не скрою, прототип модели по своим габаритам был очень исполинской машиной. Да, на всей планете было всего "полтора экземпляра", в том плане, что одна машина прошла все необходимые испытания и была признана годной к эксплуатации, а вот её сотоварка всё ещё находилась на заводских стапелях, и дату завершения строительства не называли.
Словом, вот теперь самое время спросить читателей: "Что в чёрном ящике"?
Воспоминания современников
Я даже напугался, написав этот заголовок, потому что "современники", друзья мои, это мы с вами. Ну, в смысле: моё поколение и ещё немного постарше. Все те, кто в 1991-ом году уже во все глаза засматривался на девчонок - должны отлично помнить прямую трансляцию этого зрелища. Да-да, именно мы с вами - уже история! Уже можем не спрашивать о старых добрых временах, а рассказывать о них.
Так вот, в конце 80-ых прошлого столетия мы с пацанами всё ещё продолжали зачитываться фантастическими романами, рассуждать о глубоком космосе и - строить замки из песка. Буквально. А что вы хотите от 12-летних мальчишек? Но как сейчас помню: после венерианского успеха космических "дирижаблей" - автоматических станций "Вега" - Советский Союз настигала череда технологических неудач. СССР активно осваивал "Марсианскую программу (Привет, Илон Маск!) и запустил в сторону Красной планеты несколько автоматических космических станций: "Фобос-1" и "Фобос-2". Обе эти станции были безвозвратно потеряны в глубинах космоса. Не всё складывалось гладко и с программой космических "челноков". И тут, как луч солнца: успешные испытания и полёт огромного - реально: огромного - самолёта с шестью (!) турбовентиляторными двигателями под консолями крыла. Никто и никогда не производил таких самолётов. Ни одна держава мира не строила авиалайнеры, которые на своём "горбу" могли перевозить другие самолёты! Да что там "самолёты" - космические корабли этот монстр возил на себе, как отцы носят на закорках своих детей! Вот, до чего дошёл прогресс и технический гений Страны Советов!
Словом, этот Летающий Монстр произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Что там какой-то "Джамбо" (Боинг-747), когда здесь 640 летающих тонн. Такого никто и никогда не делал! Это было авиатехнологическое торжество Советского Союза.
Увы, всем этим планам не суждено было сбыться. За всю историю мировой авиации, АН-225 "Мрия" ("Мечта" в переводе с украинского. Кстати, именно такое название было присвоено самолёту в СССР, а никак не после его развала) был крупнейшим самолётом в мире. Никто не делал таких лайнеров до СССР, и никто не сделал после него.
Всё по 250
250 тонн - грузоподъёмность этой легенды. 250 мировых рекордов им было установлено.
И, как это водится с уникальными сооружениями: лайнер опередил своё время. После "схлопывания" программы "Космический челнок" завершил свой путь и Советский Союз. "Мрия" осталась на Украине, где время от времени напоминала о себе громкими полётами. "Громкими" в том плане, что их было мало - обычно 1-3 в год, и каждый перелёт сопровождался огромной шумихой в средствах массовой информации. А как вы хотели? Действующая легенда! Может, у кого-то ещё есть такой самолёт? Нет? То-то же! А вот в СССР он был.
Увы, но судьба самолёта очень трагична: современный эксплуатант (MypkaiHa) так и не смог загрузить систематической работой этого красавца. А после Гостомельских событий 2022 года и вовсе уничтожил уникальный лайнер
Стоит ли покупать набор для сборки АН-225 ?
Не многим отличается судьба и стендовой модели от своего прототипа: помню, с какой радостью встретили моделисты-авиаторы коробки в магазинах с изображённой на них "Мечтой". Цена оказалась кусючей, но и уникальность такого набора оспаривать не приходилось. А готовая модель, размером в 587мм, состоящая из 227 деталей никого не оставила бы равнодушной.
И вот именно такой набор, в комплекте с декалями, в комплекте с наборами фототравленных деталей для экстерьера, кабины и авиационных двигателей сейчас лежал передо мною. Набор преодолел более 3000 км и "Мрия", точнее, её набор для стендового моделирования, приземлился в Омске.
Безусловно, на просторах нашей Необъятной, ещё находится не один десяток неразобранных коробок, и можно поискать набор на интернет-платформах. А чтобы не покупать кота в мешке - покажу, что ждёт вас в литниковых решётках этого набора:
На мой взгляд, модель столь крупного размера собирать и легко, и удобно. Правда, можно запариться на сборке шасси - всё-таки колёс там очень много, но в остальном - размер вполне удобный.
Но лёгкость сборки не означает, что легко собрать правдоподобную модель: при таких размерах будут видны все огрехи, как в сборке, так и в окраске модели. Малейшие перекосы в декалях, или незаделанные стыки - всё это будет очень даже заметно. Поэтому не стоит хвататься за этот набор со словами "Да я за два дня соберу". Собрать можно, получить качественную аутентичную модель - под большим вопросом. Особенно, если вооружиться комплектом фототравленных деталей. А они, как красивые кружева, создадут максимально правдоподобный облик в масштабе 1/144.
Ну, и немного о самом пластике. Все детали изготовлены из белого непрозрачного пластика. По ощущениям - он не хрупкий, не ломкий. Он просто тонкий. И работать с ним следует аккуратно и деликатно.
Большие плоскости крыльев и большая протяжённость клеевых поверхностей не оставляют даже тени иллюзий удержать всё это хозяйство в руках при сборке узлов. Без пружинных прихваток здесь не обойтись. Да и без специального стапеля - тоже. Очень удобная штука - позволяет точно позиционировать детали при сборке.
Что же касается расшивки, то с нею не стоит усердствовать - модель выполнена в масштабе 1/144. Вы уверены, что разглядите заклёпки-винтики с расстояния в сотню метров? А уж выделить стыки панелей с помощью смывки - для этого глубины пазов хватит.
Словом, вот такая она, "Мечта" - модель, повторившая судьбу своего прототипа: ярко ворвавшаяся в наш мир, и столь же резонансно из него ушедшая, а ныне уже забытая.
А что вы думаете об этом наборе и его прототипе? Пишите ваши мысли в комментариях, уверен: нам всем есть, что вспомнить и что обсудить!
Ваш Fon-Kraft. (С), 2023 г.
PS. А имя-отчество читателя я бы и рад раскрыть, да он просил не называть его публично. Отмечу только, что это его не первая посылка, и не только мне. За что моё огромное почтение и нижайший поклон. И - конечно же - творческих успехов!
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме
А теперь вам пригодится ссылка на скачивание приложения Яндекс-маркета. потому что иначе не очень удобно рассматривать витрину Миры фон Крафта: любимые товары
Возможно, вас заинтересуют и другие публикации по данной теме. Например, чем ещё были знамениты легендарные "АН" (от Ан-2 до Ан-225)
И правда ли, что раньше самолёты были красивее и интереснее, чем в современности?
И не забываем заходить в публикацию, чтобы получить промокод на скидку для покупки товаров для вашего "Железного друга":