Найти тему
Ника Марш

Нельзя так с дочерью

Она стиснула зубы и молилась только об одном: чтобы этот вечер поскорее закончился. Потом наступит тишина, она уснёт, а затем в окошко постучится яркое утро. И появится маленькая надежда, что расцветающий новый день принесет бедняжке Розе хоть чуточку счастья. Пройдут годы, но обиду она всё еще будет держать в себе, и в висках будет гулко отдаваться: «Нельзя так с дочерью!».

кадр из фильма "Дама с камелиями"
кадр из фильма "Дама с камелиями"

Лицо отца было кирпично-красным, и Роза сразу поняла: он опять нетрезв. С Мареном Плесси эта история повторялась всё чаще. Невезучий фермер, никудышный торговец, он проваливал любое дело, за которое брался. И нормальную семейную жизнь построить тоже не смог – оттого-то хорошенькая жена, Мари, и растворилась в неизвестном направлении. Малышку Розу она оставила с отцом. Поскольку заработок у месье Плесси был крайне низким, и половину он спускал в тавернах, то девочка рано стала подрабатывать. Она ходила прибирать к соседям за маленькую плату. Или сидела с детьми. Она продавала каштаны на улице и однажды принесла так много денег, что Марен Плесси присвистнул: ничего себе!

На самом деле, не было ничего удивительного, что у Розы расхватывали товар. В 1838 году, в возрасте четырнадцати лет, она превратилась в прехорошенькую девушку! У неё было нежное личико с тонкими чертами, красивый изгиб бровей и узенькая талия. Глядя на дочь, Марен прикидывал, какую выгоду он может получить от её внешности, и вскоре придумал – состоятельный владелец лавки в конце улицы нуждался в прислуге. И так заглядывался на Розу!

- Делай, что велят. – Хмуро сказал отец, оставляя дочь на пороге. Он тщательно подсчитывал деньги и довольно хмыкнул.

-2

А потом для Розы начался кошмар. Она не представляла, для чего именно её отдали лавочнику. Когда попыталась сопротивляться, получила затрещину: «За всё заплачено!».

После, лежа в своей комнатёнке, Роза беззвучно плакала. Неужели отец мог так поступить с дочерью? Оставить ее с этим ужасным человеком? Она терпела несколько месяцев, а потом убежала. Домой не вернулась – отец сразу отвёл бы её назад, и устроилась горничной в отель Эксма. Поскольку и там ей не удалось избежать слишком пристального внимания, Роза опять поменяла работу: пошла на фабрику зонтиков.

- Ты шутишь? – Говорила ей другая фабричная девушка, высокая рябая Марта. – С твоим личиком тебе место в столице! Вертеть зонты всегда успеешь, когда твоя красота поблекнет!

Так и решилась её судьба. Получив расчёт, Роза приехала в Париж весной 1839-го, с маленьким саквояжем, где практически ничего не было. Наняла комнату в мансардном этаже, поступила работать прачкой. Потом вспомнила, как помогала соседке шить, и перебралась в ателье. В ту пору швейные мастерские были настоящей ярмаркой красавиц, но Роза об этом ещё не знала. Самые привлекательные девушки старались устроиться в хорошее ателье, потому что в них всегда было много посетителей. Причём с деньгами! Так что у самых ловких и удачливых был шанс встретить состоятельного кавалера! Так случилось и с Розой. Но теперь она называлась иначе – Мари. Взяла имя матери. А к фамилии Плесси, самой обычной, добавила аристократическую приставку «Дю». Была дочка фермера, стала таинственной аристократкой из известного герцогского дома… Конечно, Мари и в голову не приходило выдавать себя за "ту самую Дюплесси". Но фамилия звучала так красиво!

кадр из фильма "Дама с камелиями"
кадр из фильма "Дама с камелиями"

Мари переехала жить к богатому торговцу. Замуж он её не звал, но обращался бережно, был добр, нарядил её, дал ей возможность выходить из дома с уверенно поднятой головой. А как ещё, если эту голову венчает очаровательная шляпка, а фигурку туго обтягивает лучший лионский шёлк? Мари стала бывать в модных местах, у неё появились обожатели. Комплименты сыпались со всех сторон... Короткое время спустя, Мари переехала от купца в красивую квартиру, которую ей снял граф де Гиш. И он же не пожалел денег, чтобы Мари обрела не только яркую обёртку, но и лоск светской дамы.

Она выучилась тонкостям этикета. Она умела изящно подавать руку, она говорила совсем другим голосом – пришлось поработать над тембром. Мари улыбалась так обворожительно, что любой был готов бросить состояние к её ногам. Вскоре о ней заговорили в Париже: бедная девушка из департамента Орн превращалась в столичную знаменитость!

«В овале неописуемой грации поместите два черных глаза, увенчанные дугами бровей, настолько точными, что казались нарисованными… Глаза ее оттеняли огромные ресницы… Прорисуйте тонкий прямой нос, нарисуйте правильный рот, губы которого изящно приоткрыли молочно-белые зубы, представьте кожу, словно покрытую бархатом… и вы получите представление о ней». (А. Дюма, «Дама с камелиями»).

Она была не только невероятно хороша собой, но еще и обладала добрым сердцем. Однажды, проезжая по парижской улице в своей великолепной карете, Мари Дюплесси увидела заплаканную, бедно одетую девочку. Приказав кучеру остановиться, красавица выпорхнула на мостовую, невзирая на оханье горничной, что платье будет запачкано. Мари интересовало: что с этой малышкой? Девочку звали Иветтой, и ей только что сообщили, что она переходит в полное распоряжение какого-то толстосума.

иллюстрация к роману В.Гюго
иллюстрация к роману В.Гюго

По лицу Мари пробежала судорога. Она вспомнила, как её саму передали лавочнику несколько лет назад. «Нельзя так с дочерью!» - Прошептала она. Девочку Иветту она сама устроила в школу при монастыре, и несколько лет оплачивала её учёбу. К сожалению, спасенный ребёнок захворал и умер.

Публика обожала Мари Дюплесси. Она была ласковой и доброй, в её доме на бульваре Мадлен был открыт чудесный салон, где собирались послушать музыку, обсудить светские новости, поспорить о литературе и полюбоваться на красивых женщин. За несколько лет куколка из Орна превратилась в блестящую даму, которая легко поддерживала разговор на любую тему. Глядя на её изысканные манеры, трудно было представить, что она когда-то торговала каштанами на улице…

От своих кавалеров Мари получала около ста тысяч франков в год. Это позволяло ей содержать красивый дом, экипаж, прислугу, заказывать новые наряды и держать собственную ложу в театре. Такую привилегию могли себе позволить только аристократки!

Среди её обожателей оказался и Александр Дюма-сын, затем Мари боготворил композитор Ференц Лист… Восхищаясь её фарфорово-бледной кожей, блеском больших красивых глаз, ни один из них не подозревал, что Мари уже больна. И что недуг прогрессирует. Дюма – безумно влюблённый в молодую женщину – с большим сожалением покинул её. «Я не настолько богат, чтобы любить вас так, как хотел бы», - написал он ей в прощальном письме.

Мари на полотне Э.Вьено
Мари на полотне Э.Вьено

Но впереди был ещё один блистательный виток судьбы. Граф Эдуард де Перрего сделал Мари предложение. Он был настолько покорен ею, что женился. Аристократы бурно возражали – одно дело дарить красавице цветы и драгоценности, другое – вести её под венец! Брак графа и дамы полусвета не признали официально, но с той поры Мари не отказывала себе в удовольствии представляться как «мадам де Перрего» и «госпожа графиня». Это была её последняя маленькая победа.

Счёт жизни Мари пошел уже не на дни, а на часы. Ей становилось хуже, и так быстро, что она не успела даже написать подробного завещания. 3 февраля 1847 года Мари скончалась от чахотки. Ей было всего двадцать три года.

Великолепная жизнь требовала расходов, и оказалось, что у Мари немало долгов. Чтобы их покрыть, её вещи были выставлены на аукционе. Александр Дюма, не раздумывая, приобрёл золотую цепочку, которую он часто видел на шее своей возлюбленной. А потом и вовсе обессмертил её, сделав главной героиней своего романа «Дама с камелиями». И хотя имя персонажа звучит иначе, весь Париж знал, о ком именно написана эта книга. О нежной красавице, удивившей Париж. О той, что была продана отцом. О добром создании, которое осталось в памяти людей.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!