Поступил вопрос:
Как творить милостыню, если зарплата маленькая?
Отвечает священник Константин Корепанов:
Ну, на самом деле, милостыня, она никаким образом не зависит от размера нашего дохода и размера нашей зарплаты. Милостыня, она есть милостыня.
У Ивана Сергеевича Тургенева есть стихи в прозе. Там описан такой сюжет, когда он проходит мимо нищего. Ну, барин есть барин, а Тургенев был самым, пожалуй, барственным барином из всех баринов русской литературы.
И он проходит мимо нищего, и нищий просит подаяния, а на беду у Тургенева не оказалось ничего, чтобы можно было подать. И тогда он просто протянул руку, этому нищему пожал ему руку. И нищий очень обрадовался, утешился.
И из контекста получается, что это было для него отраднее, чем даже данные деньги, потому что деньги давали ему ощущение, что он может на это что-то купить, но не отнимало ощущение подачки.
А поданная рука вернула его в сознание человеческого образа, вернула ему мысль о том, что он тоже человек, его приняли за человека, в нем увидели равного себе человека. То есть его душа, его чувство достоинства получили то, что не получали много-много лет.
Вот такой эпизод, который говорит о том, что на самом деле милостыню можно подавать, даже если вообще нет никаких денег. Конечно, есть эпизоды совершенно, я бы так сказал, душераздирающие.
В житие преподобного Серапиона, описано, когда он пришел в город по делам, он был монахом, проходил через торжище, и какой-то нищий попросил у него нечто. А у него было только Евангелие и одежда. Вот. Он отдал одежду и сидит голый. Идти голым дальше не может.
Сидит в уголке, прижавшись к Евангелию, скрючившись. Сидит и молится. Вот. Проходил мимо человек, который знал его, как великого подвижника, и говорит:
"Что же ты такой голый-то сидишь, почему ты так, как так получилось, что так голым ты здесь в городе оказался"?
Он показывает на Евангелие и говорит:
"А вот оно заставило меня отдать одежду".
Вот, то есть даже есть такие сверхъестественные вещи, когда дать можно, просто разделить кусок хлеба или одежды. Иногда это стоит гораздо дороже, чем какая-то поданная милость.
Ведь в конце концов, для нас евангельским образцом милости является вдова подавшего крошечную монетку, но она отдала все пропитание, подала больше всех. И Бог свидетельствует, что милость Божья к дому этой вдовы не иссякнет.
И вдова в Сарепте Сидонской сделала так же, она отдала Илье Пророку единственное пропитание свое и спаслась от голода. И таких случаев в Писании много. Мы можем подать, скажем, рубль, но этот рубль будет стоить дороже, чем тысяча, отданная другим с барского плеча.
Мы можем подать пять рублей, вот, это будет дорогого стоить, но вот даже в сложные времена, скажем, когда вот я порой не имел денег на то, чтобы купить хлеба. Такое было особенно в первое время жизни в городе.
Вот, я подавал, исходя из того, сколько стоит булка хлеба. У меня была мелочь, это буквально была мелочь, десяти копеечные монеты, там, пятидесяти копеечные тогда монеты были, рубли.
И вот, когда человек просил, я давал ему столько, чтобы он мог купить себе хлеб, ну, 20 рублей он тогда стоил, чтобы человек мог поесть, он не умрет с голоду, даже если больше ему никто ничего не подаст.
Можно давать таким образом, если у человека есть зарплата или пенсия в районе 15 тысяч, таким образом он может давать милостыню людям, не по 100 рублей, не решать их финансовые проблемы, когда они приходят и говорят:
"Оплати мне билеты в Мексику, мне надо срочно доехать к бабушке, или я не могу доехать до Бали, надо срочно, чтобы самолет кто-то оплатил".
Вот такое тоже бывает, люди подходят и просят. Конечно вы не можете им помочь доехать к бабушке или к дедушке, или к жене, или к сыну. Помогут другие. Бог, в конце концов, поможет. С вас никто этого не требует.
Вы даете столько, сколько можете дать. Никто не вправе спрашивать у вас отчета, сколько вы дали и почему вы дали.
Главное - дать, главное - дать, потому что сжалиться над просящим человеком - вот что важно.
Умягчить сердце, умягчить руку и дать, хоть крошечную копеечку, оторвать от себя и дать, вот это требует от нас Бог. Важно не количество жертв, не количество милостей, не даже нерешенные, чужие, как правило, надуманные проблемы. В конце концов, человек всегда может их попросить у Бога.
А важно смягчиться и расширить свое сердце и руку до нужд другого человека. И Бог говорит две вещи.
Во-первых, "раз вы помиловали, то и я изолью на вас милость свою". А во-вторых, "раз вы отдали милость им, то все, что у вас осталось, будет надежно защищено и благословлено".
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте еще: