Так, расслабились немного – и хватит. Но прежде, чем возвращаться в страну Неизвестных Отцов, сделаем маленькое объявление. Наш стрим не удался. Технические проблемы у ведущего привели к тому, что всё пришлось перенести. Новая дата – 19 сентября в 20:00 по Москве. Что-то там случилось у одной известной компании, предоставляющей услуги связи. По опыту скажем – у этой компании всегда что-то случается. Приносим наши извинения всем, кто пришёл на стрим, но не смог посмотреть. Надеемся, во вторник всё получится.
Итак, Гай Гаал пришёл к своим бравым бойцам и произнёс пафосную речь.
«Серые, голубые и синие глаза, выражающие готовность выполнить любой приказ и потому слегка выкаченные, следили за каждым его движением. Он ощутил, как они близки и дороги ему, эти двенадцать здоровенных парней – шестеро действительных рядовых Гвардии на правом фланге и шестеро кандидатов в рядовые – на левом, все в ладных черных комбинезонах с начищенными пуговицами, все в блестящих сапогах с короткими голенищами, все в беретах, лихо сдвинутых на правую бровь… Нет, не все. Посередине строя, на правом фланге кандидатов, башней возвышался кандидат Мак Сим, очень ладный парень, любимец, как это ни прискорбно для командира иметь любимцев, но… гм… То, что у него не выкачены его странные коричневые глаза, – ладно. Научится со временем. Но вот… гм…»
Хм… у Рады тоже серые глаза. Про глаза Рыбы мы ничего не знаем, про Фанка – только что красноглазый, но, наверное, речь идёт о полопавшихся сосудах. Пока трудно сказать, что это: расовая особенность или тщательный отбор в гвардию по внешним признакам. Второе всё-таки маловероятно. Из-за Максима. Рекомендаций капрала мало, чтобы взять на службу человека, не соответствующего требованиям. Так что, скорее всего, это отличительные черты местных жителей.
Дальше идёт та самая речь, и вот что странно – поведение Максима и реакция Гая.
«У Гая вдруг возникла дикая мысль, что Максим смотрит на всё это как на забавную игру. Это было, конечно, не так, потому что так это быть не могло...»
Это мнение Гаала. А вот нам сдаётся, что так оно и есть. Для Максима всё это игра. Его корабль сбили, он сам в чужом мире, без связи и надежды на возвращение, он уже убил нескольких человек, вступил в Гвардию, элитное подразделение политической полиции (ну а кто ещё с внутренними врагами борется), и для него всё это – игра. Вообще… похоже на защитную реакцию, но он же не ребёнок?! Или всё-таки программа?
И обратим внимание на реакцию Гая – он понимает, что Максим относится ко всему как к игре, но… так не может быть потому, что так не может быть никогда. Это типичное поведение любого фанатика.
«– Гм… – сказал Гай, который ещё никогда в бою не командовал. Он вдруг вспомнил, как капрал Бахту во время разведки боем запутался в карте, загнал секцию под кинжальный огонь соседней роты, сам там остался и полсекции уложил, а ведь мы знали, что он запутался, но никто не подумал его поправить».
Ну, в общем-то, правильно. Приказы не обсуждаются, а исполняются. Но… В данном случае всегда есть «товарищ командир, разрешите обратиться…». У них было время, это понятно по тексту. Капрал – это не генерал. Нам кажется, нет, мы даже уверены, что отсутствие, в данном случае, инициативы – это проявление того самого воздействия излучением или полем. А для себя заметим – железная дисциплина, даже муштра.
«Господи, сообразил вдруг Гай, да нам бы и в голову не пришло, что можно его поправить. Приказ командира – закон, и даже больше чем закон – законы всё-таки иногда обсуждаются, а приказ обсуждать нельзя, приказ обсуждать дико, вредно, просто опасно, наконец… А ведь он этого не понимает, и даже не то что не понимает – понимать тут нечего, – а просто не признает».
Да, как уже было сказано, приказы не обсуждаются, а исполняются. Исключением является только неисполнение заведомо преступного приказа. Этот момент достаточно хорошо показывает нам мир Полудня. Становится более-менее понятно, как и в результате чего Максим оказался на Саракше. Мы-то с вами как рассуждаем? КОМКОН должен был изъять координаты планеты из справочника или поставить отметку, но не сделал этого. Ага, счаз-з… Отметка могла стаять, просто людям МП на все эти отметки положить с прибором. Есть тайна личности? И что? Если очень хочется, то можно и раскрыть. Есть отметка – закрыто для посещения, но если очень хочется – можно и посетить. Ну и наконец – жизнь человека бесценна, но если хочется, его можно и убить. Иными словами, суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Ведь есть и законы, и распоряжения, но исполнять их совершенно не обязательно. Ну вот, хотели с Саракшем разобраться, а тут такие детали появляются о Земле.
«Сколько раз уже так было: берет самоочевидную вещь и отвергает её, и никак его не убедишь, и даже наоборот – сам начинаешь сомневаться, голова идёт кругом, и приходишь в полное обалдение…»
Это называется конспирология. Даже в математике работает, только надо, чтобы оппонент немного подтупливал. И тогда 0/0 будет равно единице, а 2х2=5. А если говорить об истории или политике, то тут вообще можно столько всего на придумывать…
«Нет, он всё-таки необыкновенный человек… редкий, небывалый человек… Язык выучил за месяц. Грамоту осилил за два дня. Ещё в два дня перечитал все, что у меня есть. Математику и механику знает лучше господ преподавателей, а ведь у нас на курсах преподают настоящие специалисты…»
Вот тут бы и задуматься Гаю нашему Гаалу. А что это значит? По идее, тут надо бежать в контрразведку, на худой конец докладывать руководству. Причём, если пропаганда глубоко засела в мозгах – не думая, или обдумав и взвесив, но всё равно придя к самому очевидному выводу. Но этого не происходит. Так что же, мы правы, когда предположили, что Гай, да и остальные, не способны на критическое восприятие и анализ? Но, простите – такая схема может работать только в одном случае: если механизм, в котором все люди – винтики, отлажен филигранно. Либо второй вариант – у механизма есть центр, которой так же филигранно и постоянно управляет его работой. Иными словами, всё это оттачивалась годами, десятилетиями, а то и дольше.
Так что выходит? Достаточно технологически развитая цивилизация (выше, чем мы на сегодняшнем уровне, по многим параметрам) в течение долгого времени неким образом обрабатывает граждан. При этом снижение независимости и критичности их мышления не влияет на конечный результат, механизм работает без сбоев или почти без сбоев.
Теперь вспоминаем про странную космогонию мира. В принципе, при отсутствии критического мышления нет ничего удивительного, что обычные люди воспринимают мир вогнутым. Смущает другое. В подобном положении нет творческого начала. Как ни крути, а для творчества необходима фантазия и в том числе – сомнения. Без этого не написать картину, не построить дом, и… не разложить атом. Наука – это тоже творчество, да и политика – если мы говорим о настоящей политике. Тогда выходит что? Что всем этим занимаются люди, которые не подвержены этому… тупняку? Выродки? Посмотрим, посмотрим...
(Не забываем, мы делаем вид, что читаем книгу первый раз…)
«… а дядюшка то кричал до хрипоты, то рвал на клочки рисунки и топтал их ногами, обзывая Максима невеждой, хуже дурака Шапшу, то вдруг принимался яростно чесать обеими руками реденькие седые волосы на затылке и бормотал с потрясённой улыбкой: «Смело, массаракш, смело… У вас есть фантазия, молодой человек!»»
Так, ну что? Пожалуй, главный вывод заключается в том, что воздействие приводит к неким последствиям, которые выражаются в отуплении, снижении критичности восприятия.
Второй вывод заключается в том, что этот механизм работает уже достаточно давно, он отлажен, все части притёрлись друг к другу и практически не дают сбоев.
Ещё один интересный момент. Максим выделяется по всем параметрам, и тем не менее, его никто не тронул, не задержал, от него не шарахались. Это говорит не о толерантности, а об отсутствии расовых предрассудков. А это может говорить о том, что население планеты более-менее однородно. То есть расовых предрассудков нет по очень простой причине – нет расовых различий.
Таким образом, третий вывод: отсутствие расовых отличий, как минимум, среди воюющих стран. Возможно, вывод ошибочный, но на данном этапе всё говорит именно за него.
На этом пока всё. Продолжение непременно будет!