Рама Джамадагни носит еще и другое имя — Парашурама, то есть, «Рама с топором», а еще одно его имя Такшака означает — «Дровосек». Эпитет
Индры — Кулишадхара — обычно переводят как Громодержец, но kulica — это топор. Столица Гандхары — город Такшашила — содержит в своем названии слова «taksa» —«плотник». Как видим, все три персонажа связаны с топором. Итак, можно предположить, что топор — родовое оружие в семье Вритры, умение владеть которым передавалось из поколения в поколение. Все потомки этого рода имеют имена, указывающие на их родственность.
Имя отца Шакуни — Субала (subala), где su — хороший, прекрасный, а
bala — сила, власть, господство. Тогда Индра, носящий эпитет Балавритрахан, то есть, убийца Балы и Вритры, или убийца сильного Вритры, тоже связан родственностью с Шакуни, ведь Вритра — его отец. Кроме того, Шакуни имеет трех сыновей. Хотя они и не играют активной роли в Махабхарате, но имена всех троих известны — это Бала, Брихадбала и Вришака. Все три имени связаны с понятием «сила», первые два в основе слова имеют слово «bala» — сила, имя третьего — vrisaka — происходит от слова «Вриша» — бык, всегда являвшегося символом силы. Вероятно, слово «bala» на языке местных жителей означало то же самое, что и слово «cak» на языке завоевателей — «быть сильным, могучим».
Эпитет Индры — Улука — переводится как «Сова» (uluka). И сын Шакуни, парламентер Дурьйодханы на поле Куру, носит имя Улука. Опять имена и эпитеты персонажей происходят от общих понятий. И здесь подчеркивается родственность. Везде прослеживаются или прямые указания, или косвенные намеки на общее происхождение. Вероятно, сова была тотемной птицей в семье Вритры или его предков. Эпитет Вишвамитры — Каушика (kaucika) — сова. Но это же самое означает и эпитет Индры — Улука. Видимо, kaucika означает «сова» на местном языке, а uluka — то же самое на языке шаков. Отсутствие легенд во всех трех случаях, почему их так назвали, может свидетельствовать только об одном: у всех троих был общий предок.
Народ, которым правит Шакуни, носит название — гандхары. Ближайшими спутниками Индры в Махабхарате являются гандхарвы. И первые, и вторые связаны с конями. Кони из страны Гандхары считаются лучшими. Это может быть только в том случае, когда многие и многие поколения этих людей занимались коневодством профессионально. Гандхарвы — это та часть воинов - гандхаров, которая предпочла жить вместе с Индрой набегами и грабежами. Оба слова имеют в своей основе понятие «gandha», то есть, запах, аромат.
«Гандхары» —«пахнущие», а запах у них от коней. Запах лошадиного пота неприятен местным жителям, а в особенности, людям, для которых труд запрещен, то есть брахманам. Степняки, основным занятием которых является скотоводство, большую часть жизни проводят на коне. А лошадям, особенно в жарком климате, присущ сильный специфический запах. Совершенно естественно, что люди, ухаживающие за животными, пропитаны этим запахом. Поэтому народ, от которого исходит такой неприятный запах, то есть, шаки, и получил у местных жителей прозвище «гандхары», что в данном контексте должно означать даже не просто «дурно пахнущие», а скорее — «вонючие».
Завоевателей везде и всегда завоеванное население, особенно, бывшая правящая прослойка, мягко говоря, не любит и почти всегда присваивает им какое-нибудь обидное прозвище. В этом сказывается желание отомстить, хотя бы и мысленно. Именно поэтому этноним «cak» («шак») приобрел у местных жителей еще одно уничижительное значение —«навоз». Где проходили шаки, там проходили их кони и скот. Животные оставляли после себя навоз, что и послужило основанием для присвоения этнониму «cak» значения —«навоз, помет». Да и как еще лучше выразить презрение к завоевателям, если не придать их самоназванию оскорбительное и унизительное значение?!
Рассмотрим имя «Вритра» («vrtra»). Корень «vrt происходит от глагола «var» и имеет множество значений. Большинство исследователей принимают значение «покрывать, скрывать, окружать». Это дает им повод полагать, что «Варуна» означает — «небосвод», и они даже связывают это имя с Ураном. Но одно из значений слова «var» — «выбирать, отбирать». И тогда «Варуна» может означать — «выбранный», то есть вождь. В легенде о рождении Рамы Джамадагни в Араньякапарве Варуна дает выкуп в тысячу скакунов за невесту Сатьявати. Но ведь обычно тот, кто платит, тот и приобретает товар. По нашему мнению, именно Варуна и является мужем Сатьявати и отцом Рамы Джамадагни.
Итак, Вритра (он же Варуна, он же Юванашва) — это верховный вождь племенного союза шаков, известных среди местного населения древней Индии как гандхары. Родина шаков — Великая степь, пространство, расположенное между современным Алтаем и нижним течением современной Волги. Этот степной народ первым из народов Евразии научился выплавлять железо из руд Южного Урала, создал очень сильное конное войско, вооруженное стальным оружием, и вслед за естественным смещением западных атлантических циклонов на юг мигрировал в район современного Афганистана. Затем в конце второго тысячелетия до Р.Х. — шаки вторглись в бассейн современных Инда и Сатледжа. В этом районе тогда располагалась земледельческая цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро. Это была типичная для того времени цивилизация, расположенная вдоль большой реки, как и цивилизации долины Нила и Междуречья Тигра и Евфрата. На северо-востоке, в междуречье Сатледжа и Инда, находилось государство, правители которого составляли так называемую Солнечную династию — Икшваку. Верховный правитель носил имя-титул Брахма и имел статус живого бога, как и фараоны в Древнем Египте. На юго-западе, в нижнем течении Инда, располагалось государство Лунной династии Айлавила, которую составляли предки Кришны. Завоевание шаками государства Солнечной династии не привело к исчезновению рода Икшваку — в Махабхарате действуют конкретные представители этого рода: Брахма, его сыновья и внуки. В то же время Лунная династия, по-видимому, была истреблена почти полностью, так как в Махабхарате реально действуют только два ее представителя — Васудева и его сын Кришна.
Племя, которое возглавляет Вритра — шаки — занимается скотоводством и славится своими конями. Картина действительных родственных отношений в доме Вритры — Варуны — Юванашвы выглядит следующей. У Вритры, как минимум, четыре жены: мать Гандхари, мать Индры, мать Рамы Джамадагни и мать Шакуни. Гандхари — единственная дочь, выданная замуж за другого вождя шаков — Дхритараштру. Шакра — старший сын и наследник, жизнь и подвиги которого мы рассмотрели выше. Рама Джамадагни — сын Вритры от женщины из рода Брахмы — время от времени жил то в семье отца, то в семье матери. После убийства Вритры Шакрой младший сын Шакуни становится царем Гандхары, так как ни Шакра, ни Рама Джамадагни претендовать на этот титул не могут, поскольку в то время уже ни для кого не было тайной, что именно они и убили своего отца.
Рама Джамадагни — сын Вритры (Варуны) от Сатьявати, которая, скорее всего, является сестрой Кашьяпы, так как Рама и Кашьяпа оказываются деятельными партнерами на протяжении всей жизни Рамы. При завоевании шаками левого берега Сатледжа и Инда их вождю Варуне досталась в качестве добычи знатная женщина. Рама Джамадагни родился как сын наложницы. Спустя какое-то время Варуна узнал, что Сатьявати — знатного происхождения. Варуна понял, что признание им за Сатьявати статуса официальной жены позволит ему получить уважение местных знатных вождей и правителей. Он платит за нее выкуп в тысячу коней. Брахманы, ожидая дальнейших шагов навстречу им по признанию и подтверждению их льгот и привилегий, приветствовали это решение. Они надеялись добиться разрешения продолжать традиционную практику жертвоприношений, но Вритра отказывает им в этом.
После убийства Вритры Рама Джамадагни бежит вместе с Индрой. Раме на этот момент около пятнадцати лет, он уже успел получить хорошее и военное и светское образование, причем, как у шаков — в семье Вритры, так и у местных — в семье Кашьяпы.
Младший сын Вритры Шакуни выжил после смерти отца, но для этого ему пришлось укрыться у мужа Гандхари — Дхритараштры. С этого момента он становится верным союзником Дхритараштры и его старшего сына Дурьйодханы. Его отрочество, юность и возмужание проходит в Хастинапуре в окружении сыновей Дхритараштры.
Дхритараштра продолжает политику Вритры, и вследствие этого в глазах брахманов попадает в разряд «врагов жертвоприношений» и «ненавистников молитвы». Его сын Дурьйодхана имеет постоянный эпитет «злокозненный», что в действительности говорит только о том, что он последовательный противник брахманов.
Картина, разворачивающаяся перед нами после убийства Вритры, необычна по своей сложности. Члены одной семьи убитого и превращенного в демона вождя шаков Варуны-Вритры примыкают к разным противоборствующим лагерям: Индра и Рама Джамадагни — к пандавам, Шакуни с братьями и Гандхари — к кауравам. В основе противостояния пандавов и кауравов по-прежнему прослеживается борьба двух мировоззрений: религиозного и светского. В ходе борьбы за власть пандавы и их союзники будут представлены авторами эпоса с самой положительной стороны, а для их противников кауравов фактически не найдется добрых слов.
Многие сторонники кауравов окажутся либо без прошлого — их родословные будут уничтожены или забыты, либо без будущего — их исковеркают, а вождей подвергнут демонизации. Убийца своего отца станет главой ведийского пантеона — вот она, награда брахманов за вклад в победу над врагами жрецов!
Его пособник Рама Джамадагни будет превращен в полубога — тоже награда, но его роль сложнее и вклад в победу не столь значителен. Вритра, его сын Шакуни и его внук Дурьйодхана будут превращены в демонические личности. Эпос закрепит за ними статус носителей зла. Народ должен сделать вывод: наказание ждет всех побежденных — «противников жертвоприношений» и «ненавистников молитвы». И хотя термины асуры, ракшасы, данавы и дайтьи текст обычно оставляет без перевода, но комментарии и словари утверждают, что под ними следует понимать демонов. При этом значительная часть эпоса воспринимается как исторический текст. Непонятно, как в научном мире (!) всех этих асуров, ракшасов, данавов, дайтьев, калеев стали считать демонами? В сущности, произошла подмена. Каждый их этих неизвестных терминов заменили другим нереальным термином, но из христианской религиозной системы, термином, не имеющим никакого отношения к реальности и науке.
Произошла, своего рода, повторная демонизация побежденных. Научное исследование предполагает наличие понятийного аппарата, созданного самой наукой и основанного на фактах, опыте и здравом смысле. В противном случае оно перестает быть таковым. Как же они стали демонами, носителями злой, нечистой, сверхъестественной силы, рожденными наивными и суеверными представлениями мудрецов-риши? И в чем сила и мудрость этих риши? Как, благодаря их стараниям, убийца отца стал богом? Рассмотрим оба процесса — демонизации и обожествления.
Наиболее красочно в качестве демонов в эпосе представлены ракшасы. Но наряду с описанием их ужасными фантастическими существами, монстрами, пожирающими людей, разрушающими жертвоприношения, убивающими брахманов без всякой видимой причины, просто в силу злобной природы, есть и примеры совсем других описаний ракшасов. Например, Сита в «Повести о Раме» встречает царя ракшасов Равану и предлагает ему отведать коренья, плоды и прочее. Пища совершенно естественная для людей, но абсолютно не приемлемая для монстров. А чуть ранее ракшас Марича встречает своего повелителя Равану и предлагает ему опять же плоды и коренья. На какой-то миг авторы словно позабыли о «человеконенавистнической» природе ракшасов.
Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о их совершенно человеческой природе: они разговаривают на том же языке, что и главные герои Махабхараты, довольно часто влюбляются в людей и даже имеют от них детей. Но чем-то они все же отличаются от большинства людей. Они, как ни странно это звучит, являются знатоками закона. Вот, например, пандавы в Экачакре останавливаются на ночь в доме какого-то брахмана. Жена этого брахмана говорит их матери Кунти следующее.
Адипарва.
Сказание об убийстве Баки. Глава 146. Шлоки 22 — 35.
«...В установлениях закона знатоки закона говорят, что женщин не должно убивать, и они же говорят, что ракшасы сведущи в законе».
Зачем закон демонам? Демонам-монстрам он не нужен. Ракшасы хорошо знают закон, а это значит, что они не будут убивать беззаконно. Подобное знание закона — характерная особенность людей определенных профессий. Будучи знатоками закона, ракшасы исполняют распоряжения начальников и в своей деятельности опираются на данные им инструкции.
В Дронапарве Кришна фактически подтверждает точку зрения Ригведы на ракшасов как противников жертвоприношений.
Дронапарва.
Сказание об убийстве Дроны. Глава 156. Шлоки 17 — 25.
«...Также и доблестный царь чедиев был убит мною у тебя на глазах. Он тоже не мог быть убит в сражении даже всеми богами и асурами. Ради убиения его, а равно и других ненавистников богов я принял свое рождение, имея тебя помощником своим, о тигр среди людей, из желания блага миру. Хидимба, Бака и Кирмира повержены Бхимасеной. Все они были наделены мощью, равной силе Раваны, и были губителями брахманов и жертвоприношений».
Почему же монстры-ракшасы столь специфичны? Почему они не наносят вред земледельцем и пастухам? Ремесленникам и охотникам? Торговцам и воинам? Но если это — политические противники брахманов, то все тогда ясно. Борьба за власть всегда сводится к уничтожению средств существования противников, то есть, в данном случае, к уничтожению жертвоприношений.
Но Махабхарата знает и такие примеры, когда ракшасы вообще не причиняют никакого вреда брахманам и даже оказывают им какие-то услуги, приходят на помощь. Это опять же противоречит пониманию их как демонов.
Араньякапарва.
Сказание о паломничестве к тиртхам.
Глава 145. Шлоки 7 — 14, 15 — 25.
«...Грозные в могуществе ракшасы, повинуясь приказу Индры ракшасов, шли, неся на себе всех тех брахманов... Герои, которых несли могучие, стремительные ракшасы, быстро преодолели большой путь, словно малый...
...Приблизившись к (древу), великие духом (герои) вместе с теми быками среди брахманов спустились один за другим с плеч ракшасов...».
Уютно расположившись на спинах ракшасов, брахманы и пандавы чувствуют себя в полной безопасности, не боясь при этом оскверниться. И ракшасы ведут себя более чем странно: прожорливые монстры демонстрируют полное отсутствие аппетита. Посторонний наблюдатель, не зная кто есть кто, мог бы просто сказать: носильщики-слуги несут богатых господ. Все выглядит обычно и повседневно.
Приведенные примеры прекрасно иллюстрируют тот факт, что ракшасы все же обладают человеческой сущностью. Они питаются человеческой пищей и разговаривают на том же языке, что и все основные герои. Довольно часто они влюбляются как в мужчин, так и в женщин, а многие из них имеют потомство от людей. Отличительным свойством ракшасов является знание ими законов. Наряду с этим они являются противниками жертвоприношений и брахманов. Но есть случаи, когда ракшасы выполняют распоряжения брахманов.
Одним из эпитетов ракшасов является «nica-cara» — «бродящие в ночи». И, действительно, самый сильный из пандавов Бхима убивает многих ракшасов ночью, например, Хидимбу и Кирмиру.
Значит, их деятельность связана с темной частью суток. Кто же работает по ночам? Воры, разбойники и стражники, то есть, преступники и люди, которые обязаны преследовать их «по закону». Ворам и разбойникам, как и демонам-монстрам, не нужны какие-то правила и установления, закон и порядок. Они грабят и убивают без принципов и без правил, не исключая никого из своих жертв.
Стражники и охранники, напротив, по роду их деятельности, обязаны хорошо знать законы, они подчиняются стоящим над ними начальникам, выполняют их распоряжения. Их служба проходит в основном по ночам, вот почему они — «бродящие в ночи».
Именно поэтому, когда ракшасы преследуют брахманов и препятствуют жертвоприношениям, они просто выполняют предписания закона. В это время их начальниками являются государственные власти, враждебные брахманам. В эпосе они представлены либо асурами (Вритрой, Джарасандхой и другими), либо «злокозненным» Дурьйодханой и его друзьями и родственниками Шакуни, Духшасаной, Карной, Джаядратхой...
В тех редких случаях, когда ракшасы переносят брахманов, они попросту являются охранниками и слугами этих брахманов.
Как мы уже отмечали, само слово «ракшас» произошло от санскритского глагола «raks» — «охранять, сторожить, защищать». Они охраняли города, дворцы раджей, склады продовольствия, имущества и оружия, скот, горные перевалы, речные переправы, пути сообщения. Ничего демонического в их работе мы не наблюдаем, обычная сторожевая и полицейская служба.
Подведем итоги. Желая сохранить свои прежние привилегии и при новой власти, брахманы всеми доступными им средствами постарались склонить эту власть к признанию этих привилегий, а когда это не удалось, стали бороться с Вритрой и его стражниками, использовав для этого сына Вритры — Шакру. Индра убивает не демона, а своего родного отца. Эта смерть выгодна брахманам и они прославляют отцеубийцу. Демонизация Вритры нужна была брахманам для оправдания «грехов» Индры, а затем для его прославления с последующим обожествлением.
Демонизация ракшасов-охранников, «вредящих брахманам» и «разрушающих жертвоприношения», стала необходимой для оправдания религиозного культа жертвоприношений. Чем больше демонизировали Вритру, тем быстрее и успешнее проходило превращение Индры в бога. Обоими процессами управляла политическая целесообразность.
При дальнейшем исследовании Махабхараты мы часто будем встречать различные мифические персонажи, часть которых демонизирована, а другая часть обожествлена. Но для нас это будет означать, что первые являются врагами брахманов и жертвоприношений, а вторые — их покровителями, союзниками и слугами..