Меня зовут Вениамин Кизеев, я член совета директоров Академии управления WINbd, где эксперты помогают инициировать и реализовывать большое количество проектов, а еще мы обучаем топ-менеджмент и руководителей крупных компаний. Также я являюсь партнером стартап-студии «Открытые инновации», где мы развиваем технологическое предпринимательство от идеи до коммерциализации. Мы воочию видим, как люди относятся к инновациям (спойлер — без энтузиазма). В этой статье я описал контекст, в котором нам с вами приходится действовать и управлять инновационными проектами и портфелями, а в конце — рекомендации, на что обратить внимание российским компаниям для развития инноваций.
Инновации появляются там, где есть деньги
Когда мы говорим про экономический контекст, мы должны понимать, на каком рынке мы действуем. В 2017 общая капитализация Google, Apple, Facebook, Amazon стала больше, чем ВВП нашей страны. По уровню ВВП на 2021 год мы не попадаем в первую пятерку.
В рейтинге стран по доходу на душу населения мы не попадаем в 40 первых позиций. Это приводит к тому, что некоторые бизнес-модели у нас работают хуже или не работают совсем. Например, модель «подписки» на сервисы далеко не так распространена, хотя в других экономиках она приоритетна.
По количеству венчурных денег только один город Сан-Франциско перекрывает экономики целых стран, это объясняет почему Сан-Франциско является таким притягательным местом для инновационного развития. В России тоже есть свои лидеры по ВРП и бюджету регионов, где рынок для инноваций больше. Чтобы выбрать локацию для проектов, нужно смотреть, в первую очередь, на финансовые возможности региона.
Если провести аналогию с человеком, то инновации можно рассмотреть как вершину пирамиды Маслоу: сначала мы должны удовлетворить свои базовые потребности, и только потом у нас появляются ресурсы, чтобы заниматься инновациями.
Много талантов, мало зрелых технологий
В России мало зрелых технологий: объема рынка венчурной экономики не хватает для того, чтобы появился и вырос такой сегмент как Deep Tech. Главную роль в инновациях у нас играют люди, фанатично заинтересованные в своем проекте и способные собрать его из подручных материалов.
Мы проигрываем другим странам по производительности, но при этом выигрываем по числу людей с высшим образованием, по концентрации исследователей и патентной активности. Инновационный индекс Bloomberg показывает, что по этому параметру мы находимся на 26 позиции. В России хорошо с талантами, с образованными людьми, остается связать это преимущество с рынком.
Каждый кризис — это передел рынка
Переход к вынужденному импортозамещению вносит ограничения для компаний, занимающихся инновациями, например, ограничивая доступ к некоторым технологиям. Это может замедлить развитие определенных отраслей экономики, а может, наоборот, стимулировать развитие новых решений и технологий внутри страны.
Важен сам подход, фокус, то, на чем мы концентрируемся. Мы много лет говорили об импортозамещении, но все больше понимаем, что важно, чтобы это было «импортовытеснение», чтобы создаваемые продукты были по характеристикам лучше других. Наш рынок не стал локальным, он встроен в цепочки поставок, и многие новые игроки и страны хотят на него попасть взамен ухода ряда зарубежных компаний. У российских технологических команд есть не такое большое окно возможностей — показать результаты и занять свои ниши.
👉 Больше полезных материалов в телеграм-канале Академии управления WINbd, присоединяйтесь ⬇