Найти в Дзене

О пограничной службе, жизненном выборе и заслуженной награде в эксклюзивном интервью генерал-майора Игоря Буткевича

Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 сентября вручил государственные награды заслуженным деятелям различных сфер. Церемония прошла во Дворце Независимости в преддверии важного государственного праздника – Дня народного единства. Среди награжденных - уроженец Сморгонского района, первый заместитель Председателя Государственного пограничного комитета генерал-майор Игорь Буткевич. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный пограничник Республики Беларусь».

– Игорь Евгеньевич, Президент Республики Беларусь вручил Вам нагрудный знак заслуженного пограничника. Что означает для вас эта награда?

– Я этой наградой очень горжусь,- рассказывает заслуженный пограничник. Искренне благодарен Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко за такую высокую оценку моей деятельности, в том числе и на должности первого заместителя председателя Госпогранкомитета. При назначении на этот пост 10 лет назад Президент поставил мне задачу обеспечить порядок на государственной границе. Все эти годы я ее добросовестно выполняю. У меня за почти 30-летний период службы есть и другие награды: орден «За службу Родине», медали «За безупречную службу», «За отличие в охране государственной границы», но эта награда для меня особенная.

Почему Вы выбрали именно пограничную службу? Кто сыграл особую роль в становлении Вас как профессионала?

– Это очень непростая история. Я ведь заканчивал Рижское военно- политическое училище и должен был служить офицером в ракетных войсках стратегического назначения. Выпускался как специалист для военно- космических сил. Первым местом службы был знаменитый космодром «Байконур». Распад Советского Союза изменил тогда судьбу многим военнослужащим, – продолжает рассказ Игорь Евгеньевич. Перевелся в Беларусь на родину и попал на границу в Сморгонский пограничный отряд. В те годы вновь формируемые отряды на белорусской границе комплектовались не только пограничниками. Это были и ракетчики, и десантники, и офицеры-подводники. Вот так неожиданно для себя я стал пограничником. Очень большую роль в моей профессиональной карьере сыграли мои первые командиры - начальник Сморгонского пограничного отряда полковник Василий Федорович Морковкин и полковник Вячеслав Васильевич Скобля. Именно они увидели во мне, на тот момент старшем лейтенанте, перспективу и рекомендовали поступить на командно-штабной факультет Военной академии Республики Беларусь. Впоследствии я закончил еще и факультет Генерального Штаба ВАРБ.

– Игорь Евгеньевич, Вы после обучения на командно-штабном факультете могли продолжить свою карьеру в Государственном комитете пограничных войск, почему вернулись на границу?

– Граница позвала. Пограничная служба очень динамична, отличается особенной напряженностью. Здесь определенный темп, ритм, иногда очень трудно, но интересно. Я к этому еще в Азии привык, а в управлении центрального аппарата мне тогда, этого не хватило. Очень плодотворный период службы был. По решению командующего погранвойсками генерал-лейтенанта Павловского был назначен заместителем штаба Полоцкого пограничного отряда, затем начальником штаба этого же отряда. Потом уже начал командовать пограничными соединениями – сначала Пинским пограничным отрядом, затем Гродненской погрангруппой. Многое в те годы создавать на границе приходилось буквально с нуля – заставы, посты ставить, подбирать под них помещения, оборудовать границу. Сегодня в Беларуси нас действующих пограничников, которые стояли у истоков формирования пограничных войск, осталось немного, человек пять наверное. Неоднократно в эти годы был отмечен командованием, получил специальную награду как лучший командир пограничного отряда в СНГ. Диплом за верность профессиональному долгу и доблестное служение Отечеству получил в Москве лично из рук самого главного офицера советского кинематографа Василия Ланового.

– Кого из близких Вы можете поблагодарить за «обеспечение» Вашего тыла?

– Моих родителей, которые всегда поддерживали мой выбор профессии. Мою супругу, ее роль трудно назвать тылом, - улыбается Игорь Евгеньевич. У нее самой 29 лет выслуги, она подполковник в отставке. Сама дочь офицера и знает, что такое офицерская семья. Мы с ней варяги, переезжали 9 раз. Старшая дочь родилась на Байконуре, поменяла шесть школ, у младшей за спиной три учебных заведения. Очень благодарен своей семье за то, что всегда были рядом, несмотря на все тяготы и трудности, которые им пришлось пережить. Их поддержка для меня бесценна.

– А на своей малой родине бываете?

– Я коренной белорус, родился в деревне Раковцы Сморгонского района. Когда еду в командировку по трассе Минск-Вильнюс стараюсь заехать туда. Деревня уютная, красивая, вся в зелени. Мне приятно, что она развивается, успешно работает местное предприятие. Здесь стоит мой родной дом, в нем уже, конечно, другие люди живут. То, что дом живет, всегда радовало моего отца. Он считал, что если место, где ты жил умирает, то и душа умирает. Конечно, это такое щемящее чувство родины. Детские впечатления, воспоминания о той поре, когда деревья были большие, они ведь самые дорогие. В Сморгони я заканчивал среднюю школу № 4, сегодня это уже гимназия. В этом городе живет моя мама. Она у меня женщина современная, в свои 85 лет освоила планшет, в курсе всей политической повестки.

– Чем любите заниматься в свободное время?

– Супруга сейчас бы засмеялась. Я честно скажу, забыл, когда у меня оно было, это свободное время. Жалко, что в сутках только 24 часа. Но если оно находится, стараемся поехать куда-то в путешествие по Беларуси. У нас очень красивая страна, есть что посмотреть. Дочери уже взрослые, а все равно с нами просятся время провести.

– Жизненное кредо, девиз?

– Быть честным, порядочным человеком, профессионалом своего дела. Если собираешься учить подчиненных, должен быть образован, подготовлен в любом отношении лично сам. Глубоко убежден, что пограничник – это не просто служба, это судьба.

– Что Вы можете посоветовать молодому поколению, которое только планирует связать свою жизнь с пограничной службой или делает первые шаги на службе?

– Президент Республики Беларусь очень мудро сказал – не каждому дано право, ходить по последним метрам родной земли. Пограничник должен любить свою родину, быть патриотом своей страны. Такие понятия, как долг и честь, превыше всего. На границе надо полностью отдавать себя службе, быть высочайшим профессионалом. Граница дилетантов не терпит. Она все равно такого человека вытолкнет. Здесь иная мера ответственности, самостоятельности в принятии решений, другой уровень подготовки военнослужащего. Служба на первых рубежах страны закаляет, здесь быстро становятся настоящими мужчинами, защитниками. События 2020 года показали, насколько мы успешно сработали. Если бы произошел сбой в системе охраны границы, то все негативное извне, было бы уже в Беларуси. Но мы свой рубеж смогли отстоять, обеспечив безопасность страны в целом.

– Заслуженную награду Вам вручили накануне празднования Дня народного единства. Что для вас означает этот праздник?

– В глобальном плане, на мой взгляд, это не только единство территорий государства. Прежде всего, это единство людей, идеологий, единое восприятие происходящего в стране и за ее пределами, когда весь народ в едином коллективе работает в интересах и во благо страны. Единство веры, я не говорю о том, что вера должна быть одна,– уточняет заслуженный пограничник. Это, скорее, вера в единые идеалы. События на Донбассе сегодня показали, что рядом плечом к плечу стоят люди разной веры, но прикрывают друг друга, из боя вытаскивают.

Если смотреть в частном порядке, то единство – это понимание людей, друг друга, дружба, стремление помочь, оказать содействие в трудной ситуации, поддержать кого-то, желание встречаться, отмечать праздники, быть вместе и в горести, и в радости.

– Игорь Евгеньевич, Вы из тех пограничников, которые когда-то начинали создавать белорусскую границу. На какой уровень поднялась белорусская пограничная служба?

– Белорусские пограничники изначально сделали очень правильно, сохранив все то, что было наработано советским опытом охраны государственной границы. Мы не стали уничтожать старые технические средства системы и методику охраны госграницы, как это сделали в Европе. Изучали все новое, что создавалось в этой области и внедрили в практику. У нас на границе сегодня современная интегрированная система, где умная техника помогает человеку охранять наши рубежи. Был в свое время честно удивлен, - увлеченно говорит Игорь Евгеньевич, – когда коллеги из России начали изучать опыт применения этой системы у нас, хотя сигнализационный комплекс «Ворон», который стоит на белорусской границе российского производства. Сегодня у нас воздушную разведку местности осуществляют современные автожиры, в подразделениях границы новейшая техника, самый лучший в мире вездеход Шерп, которому нет преград на заболоченных участках границы. Очень благодарен своим офицерам за те предложения, которые они вносят, – продолжает Игорь Евгеньевич. Когда возникает проблема, решаем ее коллегиально. Садимся, думаем, как лучше сделать. Как это было в случае с Полесским радиационно-экологическим заповедником, когда нужно было прикрыть этот участок границы. Задача была очень сложная. Мы предложили поставить автоматизированные посты наблюдения на этом участке. Приехали специалисты из Китая, посмотрели, покачали головой и предположили, что система не будет работать, а наши связисты взяли и сделали. Разработали программное обеспечение, создали центр мониторинга. И это заслуга белорусских офицеров-пограничников. Я много ездил, изучал системы охраны границ не только на постсоветском пространстве, могу уверенно сказать - наша лучшая!

– Сегодня белорусская граница проходит испытания на прочность. Справимся?

– Сегодня как никогда ощущаешь огромную ответственность за нашу страну в это непростое время. На юге идет война, на Западе – конфронтация в военно-политической обстановке. Границу надо постоянно держать в жестком режиме для того, чтобы не создать проблем стране, нашему народу и обществу. Это серьезная задача, и мы ее достойно выполняем. Это главное!

Лариса ТАТАРИНОВА.

Фото из архива Игоря БУТКЕВИЧА.

СВО
1,21 млн интересуются