Остров Сахалин – большой и самобытный регион с собственной железнодорожной сетью и промышленностью. Он отделен проливом Татарский от восточной части азиатского побережья. Омывается Охотским и Японским морями. Своей формой остров напоминает рыбу и вытянулся на 948 км в длину.
Сахалин можно разделить на «бывший японский» южный и «исконно русский» северный. Южная часть Сахалин более развитая и густонаселенная.
Остров не всегда был отделен от материка. На заре цивилизации уровень воды в мировом океане неуклонно понижался, поэтому в проливах появились так называемые «мосты». Возможно, именно через них сюда переселились первые люди около 300 тыс. лет назад. В эпоху Средневековья главными обитателями Сахалина были нивхи и айны – небольшие народы, постоянно мигрировавшие между островом и азиатской частью материка. А само название «Сахалин» появилось благодаря географической ошибке –маньчжурское название реки Амур – Сахаллян-Улла – было соотнесено с территорией острова. Дословно это означало «Скалы черной реки».
Изучение Сахалина мы начали с мыса Птичий. Его по праву можно считать самым впечатляющим местом на острове. Он расположен в Корсаковском районе на юго-западном побережье Сахалина.
Вдоль всего побережья от мыса Птичий до мыса Великан находится множество гротов, стоящих прямо в море пещер, арок и столбов, на которых обитают колонии птиц, а среди камней кормятся тюлени и дельфины. Но не стоит забывать о том, что мы на севере – вдоль берега протягивается необъятная и суровая тайга острова Сахалин.
Когда-то по стечению обстоятельств возникла путаница с названием мыса Великан. Это произошло из-за близкого их расположения на карте. Но в большинстве описаний именно это место туристы и местные жители называют мысом Великан, который находится южнее.
Первое на что обращаешь внимание на мысе Птичий – причудливые скалистые арки, которые напоминают берега Исландии и Норвегии. А прозрачные воды и галечные берега Охотского моря переносят в сцены исторических фильмов.
Следующее место одно из самый популярных и красивейших на юго-восточном побережье острова – Мыс Евстафия. С сопок, покрытых ровным бамбуковым ковром, приоткрывается вид сразу на обе стороны мыса. С одной – видна акватория Охотского моря, с другой – Анивского залива Японского моря.
Мыс назван в честь российского линкора, который захватил главный турецкий корабль во время Чесменского сражения в 1770 году. Во время рукопашного боя мачта противника упала на российский линкор, начался пожар, погубивший оба корабля. В память о моряках «Евстафии» мореплаватель Крузенштерн в 1805 году присвоил одноименное название и мысу.
Мыс Евстафия облюбовали не только туристы, но и серфингисты, спортсмены, утраивающие фитнес-зарядку, экстремалы, бороздящие просторы на квадроциклах.
Если захотите посмотреть это место летом, то помните, что в это время здесь водится много змей.
Дальше мы отправились на локацию запредельной красоты – грязевой Пугачевский вулкан. Он представляет собой яркую геологическую аномалию. В ее центре находится главное грязевое поле в форме идеальных окружностей, напоминающих глаз. Диаметр самого большого круга составляет 4 км. Растительности здесь практически нет, исключение составляет встречающейся только в Сахалинской области Щучник Цвелев. Оказавшись в этом месте, невольно приходят мысли о том, как появился этот памятник природы.
Самое сильное извержение этого вулкана случилось в 1934 году. Хлынувший грязевой поток был настолько мощным, что повалил и раздавил деревья.
Очевидцы полагают, что такие явления сопровождаются сильным гулом, похожим на шум реактивного двигателя. Согласно расчетам, в 1961 г. объем выброшенной грязевой массы составлял 15 000 тонн.
В настоящие дни вулкан бездействует и регулярно извергает небольшие грязевые потоки. Но передвигаться по полю лучше с осторожностью, потому что вулкан может удивить внезапным выплеском грязи и пустотами под верхним слоем.
По словам местных жителей, пугачевская вулканическая грязь уже много лет используется в лечебных целях. Когда-то в поселке Восточный даже действовала грязелечебница, основанная на вулканической грязи.
Еще немного опасности придают застывшие на земле следы медведей.
Тишина и спокойствие царят в бухте Тихой. Она расположена на восточном побережье острова, в 130 км от города Южно-Сахалинск. Это небольшая гавань в заливе Терпения, между мысом Тихий и горной вершиной Смелый (277 м). Интересно, что северная часть бухты бережно укрыта от ветров и тайфунов, а западную часть ограждает отрог красивейшего сахалинского хребта – Жданко. Волны и галька выточили подножье каменных стен, сформировав забавные формы в вилле лап громадных чудовищ.
На южной оконечности острова Сахалин, на пересечении двух морей – Охотского и Японского, сотни туристов со всего мира отправляются к скалистому утесу, несмотря на его внешнюю заброшенность. Эту достопримечательность вы видели на многих фотокарточках разных фотографов. Конечно же, речь идет о впечатляющем маяке Анива. Эта точка на карте отделена от центральной части России 10 тысячами километров и 7 часовыми поясами.
Маяк был построен в 1939 году, когда Южный Сахалин находился под японским контролем после поражения в русско-японской войне в 1905 году.
Район Анивского залива известен самыми сложными условиями для судоходства: мелководье, меняющиеся течения, мощный густой туман, сильнейшие штормы и отвратительная видимость. Здесь более десятка кораблей потерпели крушение и были выброшены на прибрежные скалы.
Кроме молодого японского архитектора Миуру Синобу, никто не осмеливался построить невероятно сложное техническое сооружение высотой 31 метр на небольшой площади. Все необходимое для строительства доставлялось исключительно по морю. Это было настоящее чудо инженерии и технологии – округлый бетонный силуэт Анивы с потрясающим эркером буквально вырастал из Сивучьих скал. Согласно историческим сведениям, строители сначала отрезали кусок скалы, а затем нарастили её с помощью бетона.
Башня казалась естественным продолжением скалы, и, что самое главное, было налажено безопасное судоходство благодаря осветительному прибору, дальность действия которого составляла чуть больше 28 километров. Также была мощная акустическая система, издававшая мощный сигнал во время густых туманов.
Японцы подошли и к вопросу быта весьма основательно. В здание маяка была канализация, водопровод, на некоторых этажах печки, а на нижних этажах вместо окон использовали корабельные иллюминаторы.
За 40-летнее правление губернаторства Карафуто на юге Сахалина появилось 25 маяков и других навигационных сооружений. Но только Анива стал объектом, не имеющим аналогов не только на острове, но и на всем Дальнем Востоке.
С 1990 года маяк стал необитаем. Маяк часто выходил из строя из-за оборудования, а доставлять продовольствие и запасные части для поддержания его функционирования было трудно, поэтому маяк был переведен в автономный режим. С этого момента началась история запустения маяка.
Возможно, маяк скоро будет закрыт на реконструкцию. Из-за большого потока туристов он разрушается с каждым днем и его посещение становится опасным.
Если хотите получить контрастные, объемные снимки, то приезжайте в это место на закате! К сожалению, мои кадры сделаны днем.
Чтобы познакомиться поближе с местной фауной, можно отправиться на волнолом в Невельске. Здесь обитают краснокнижные сивучи с 1980-х годов. Каждый год они приходят сюда в конце зимы и остаются до июня.