В одной притче у трёх каменщиков, работающих бок о бок на строительстве собора, спросили, чем они занимаются. Их ответы показывают, как по-разному можно относиться к одной и той же работе:
🔹 можно просто класть кирпичи;
🔹 можно зарабатывать деньги для своей семьи;
🔹 а можно возводить храм.
Принято считать, что рефрейминг - это техника НЛП. На самом деле, рефрейминг существовал в психологии задолго до того, как Джон Гриндер и Ричард Бендлер создали нейролингвистическое программирование (НЛП). Люди пользовались рефреймингом всегда, не зная, как это называется.
Император-стоик Марк Аврелий, чтобы не переедать, напоминал себе об истиной природе еды: "Относительно мясных блюд можно приучить себя к такому взгляду: это вот труп рыбы, это - труп птицы или поросёнка", - говорил он.
Мрачный рефрейминг, не спорю, но Древний Рим и не был весёлым местом.
Рефрейминг - психологическая техника, которая помогает по-новому воспринимать сложные ситуации и реагировать на них иначе, изменить точку зрения на новую, порой даже противоположную. Разглядеть даже в неприятных, а подчас и трагических событиях новые возможности, хоть что-то хорошее.
Название происходит от слова "frame" - рамка: рефрейминг - это новая словесная конструкция, которая меняет рамку восприятия ситуации.
Мы меняем интерпретацию, - и нежелательные события перестают нас беспокоить или даже становятся привлекательными для нас. Привычному способу думать мы противопоставляем новый, - который снимает тревогу, решает проблему, даёт приток энергии. В этом суть рефрейминга.
Помните сцену из "Джентльменов удачи"? Там герой Евгения Леонова - заведующий детским садом - быстро решает вопрос с завтраком:
Сегодня завтрак в детском саду отменяется. Мы совершим полёт на Марс. Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно. Ракета до обеда на Землю не вернётся.
Дети кричат "ура!" и быстро съедают кашу.
Это рефрейминг.
🔹 Не скупой, а бережливый.
🔹 Не упрямый, а настойчивый.
🔹 Не любопытный, а любознательный.
И это тоже рефрейминг.
Привычный способ думать: Боюсь, что-нибудь пойдёт не так.
Рефрейминг: Интересно, как всё получится!
Можно даже не сомневаться: в любом мероприятии что-нибудь да непременно пойдёт не так. Тогда зачем беспокоиться? Если относиться к этому с любопытством, будет, по крайней мере, весело и интересно.
Старость & радость
Кажется, ну что хорошего в старости?!
Но это только кажется. Если постараться, то можно увидеть в своём возрасте много преимуществ:
🔹 Не обязательно ходить на работу.
🔹 Не надо рано вставать.
🔹 Дети выросли и уже не требуют к себе столько внимания, а наоборот, могут помочь.
🔹 Подрастающие внуки - это особая радость!
🔹 Есть возможность заняться тем, на что всегда не хватало времени: иностранными языками, вязанием, шитьём, чтением, походами в театры и на экскурсии.
🔹 Можно путешествовать: ты совершенно свободен.
А вот что говорят о преимуществах зрелого возраста последние научные исследования:
🔹 Мы реже простужаемся, и вообще реже болеем. Конечно, иммунная система с годами слабеет и тяжёлые заболевания переносятся труднее. Но, по статистике, большая часть болезней приходится на средний возраст.
🔹 Мы становимся счастливее. В возрасте 45—50 лет наступает самая мрачная в жизни пора: усиливается ощущение эмоционального неблагополучия, наступают кризисы, нас колбасит. Но затем уровень счастья начинает неуклонно расти и достигает своего максимума к 70 годам.
🔹 Мы лучше спим. Исследование показало, что 80-летние люди гораздо реже жалуются на расстройства или нарушения сна, чем 40-летние.
🔹 Мы становимся выносливее. Многие участники ультрамарафонов считают, что именно возраст даёт им преимущества, потому что выносливость и сила воли, необходимые для того, чтобы пробежать марафон, приходят с годами.
🔹 Наши отношения с окружающими улучшаются.
Рефрейминг позволяет увидеть всю глубину ситуации, её неожиданные грани.
💠 Как научиться рефреймингу
Да, применять рефрейминг порой сложно: трудно отказаться от того, в чем ты полностью уверен.
Помогут вопросы себе:
🔹 Что позитивного даёт мне эта ситуация?
🔹 Чему она меня учит?
🔹 Какой опыт для себя могу из неё извлечь?
Переосмысляя ситуацию, мы меняем картину в рамке. И тогда неприятные события и обстоятельства кажутся уже не такими негативными.
- Друзья попали в ДТП, машина не подлежит ремонту, сами - в реанимации. Что же тут хорошего?!
- А разве в том, что друзья чудом остались живы, нет совсем ничего хорошего?
Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз "зато":
🔹 Совершил ошибку - зато теперь точно знаешь, что не стоит так больше делать.
🔹 Сейчас очень напряженная работа - зато мы обеспечиваем себе временной выигрыш на будущее.
🔹 Неприятный в общении человек - зато умный и у него можно многому научиться.
Это вовсе не значит закрывать глаза на какие-то неприятные стороны явления, нет. Это значит увидеть ситуацию со всех сторон. Можно видеть в ней только проблему, а можно видеть ещё и возможности.
Присутствуя на неудачной презентации, можно сожалеть о напрасно потраченном времени, а можно воспринимать происходящее как урок: отмечать ошибки, чтобы самому не совершить их в будущем.
✨В каком-то смысле рефрейминг творит чудеса. А разве это не чудо, когда всего несколько слов меняют наше отношение к происходящему, успокаивают, вселяют надежду?! Мы живем в мире, который сконструировали сами. Наше воображение имеет огромную власть над нашими представлениями - почему бы не пользоваться этим? ✨✨✨