Хотелось бы знать Ваше мнение по поводу тяжелых, легких и средних форм РАС-кто к каким относится? Некоторые специалисты мне говорят, что у дочери легкая форма, другие-что средняя... интересно, как Вы определяете?
С таким вопросом обратилась ко мне читательница.
Официальной классификации по степени тяжести РАС нет. Существуют официальные медицинские классификации. В предыдущих вариантах акцент делался на видах аутизма. В новом варианте МКБ 12 на интеллектуальном и речевом развитии при РАС. Еще в нашей стране широко известна психологическая классификация О.С. Никольской, описывающая 4 группы детей. Но ни одна из этих классификаций не устанавливает степень тяжести заболевания.
И при всем этом в педагогической среде, действительно, можно услышать, что у ребёнка тяжелая, средняя или легкая степень РАС. Или услышать про ученика с РАС «тяжёлый» или «легкий».
Это скорее педагогическая категоризация учащихся/воспитанников с точки зрения образовательных потребностей. Ведь чем больше тяжесть проявлений в следствии РАС, тем больше ребенку требуется специальной помощи, особых педагогических приемов, адаптации материалов, а педагогу эмоциональных, интеллектуальных и физических сил, чтобы помочь ребенку реализовать свой максимальный потенциал в развитии.
Еще эта категоризация очень важна для понимания того самого потенциала и правильной постановки задач воспитания и обучения, объема и количества этих задач. Проще говоря, чему учить ребёнка и в каком объеме за отведенный промежуток времени, чтобы был результат.
Как правило, педагоги ориентируются на
- интеллектуальное развитие (соответствует возрасту или отстает, насколько сильно, обучаемость по скорости, способность к переносу освоенного навыка в другой вид задания или в измененившиеся условия)
- контактность ребенка (способен ли он устанавливать контакт или находится в своем мире, или протестует против контакта с другими людьми)
- поведенческие проявления (есть особенности поведения, не препятствующие обучению в группе или препятствующие (например, ребенок непрестанно говорит или издает звуки), или тяжелые формы поведения с нарушением норм общения, выраженной самоагрессией или /и агрессией к окружающим)
- состояние речи (речь по возрасту или есть нарушение речевого развития вплоть до полного ее отсутствия, некоммуникативная речь - эхолалии, не связанные с ситуацией)
Я долго думала, стоит ли описывать категории детей с РАС по степени тяжести. Зачем эта информация родителям? Не лишний ли это повод для огорчения.
Но родителей, действительно, беспокоит этот вопрос, особенно когда специалисты дают разную характеристику. Поэтому решила все-таки описать. Тем более что на это есть еще 2 причины.
Причина номер 1: я считаю, что педагоги слишком часто не договаривают родителям правду, пытаясь защитить их от эмоциональных переживаний, что в последствии приводит к неправильному восприятию родителями состояния и возможностей ребёнка, к ложным надеждам, к потере дорогого для абилитации времени, отрицанию вспомогательных методов.
Причина номер 2 вытекает из первой: неправильный выбор варианта программы обучения и фрустрация ребёнка ситуацией неуспешности.
Педагогам, думаю, тоже важно об этих моментах помнить и правильно ориентировать не только родителей, но и самих себя. Так как мы, работая постоянно с детьми с ОВЗ, порой перестаем ориентироваться на нормотипичное развитие и начинаем сравнивать своих воспитанников друг с другом. В таких случаях происходит искажение и неправильное информирование родителей, которое приводит к неправильному и безрезультатному образовательному маршруту.
Поэтому я описываю категоризацию тяжести проявлений РАС к моменту поступления ребёнка в школу (6-8 лет), опираясь на нормы развития.
Легкая степень проявлений РАС:
ребенок способен устанавливать контакт, взаимодействовать с другими людьми, может быть замкнутым, испытывать трудности в общении, избегать его, быть сверх погруженным в свои интересы, разговаривает, отвечает на вопросы, способен поддерживать диалог, может иметь особенности голоса, темпа речи, звукопроизношения, особенности построения фразы; интеллектуальное развитие соответствует возрасту или немного отстает, ребенок способен к переносу навыка или способа действия в другую ситуацию самостоятельно или по подсказке, может испытывать трудности в понимании скрытого смысла, может выполнять действия по образцу, хорошо осваивает алгоритмы действий; в поведении наблюдаются особенности: страх перемен, стремление к стереотипности в быту, затруднения в организации самообслуживания, проявления тревожности в связи с навязчивыми страхами, ранимы.
Дети с такой степенью проявлений РАС во взрослом возрасте могут вести самостоятельную жизнь, работать, но при этом испытывать затруднения в общении.
Средняя степень проявлений РАС:
Ребёнок испытывает трудности в установлении контакта, глазной контакт может быть кратковременным, может избегать общения с людьми, особенно с новыми, нуждается в помощи и для участия во взаимодействии с другими людьми или детьми, погружен в свои интересы, но может от них отвлечься, когда взрослый хочет установить контакт; разговаривает, может ответить на вопрос, не требующий размышлений, а также на вопрос по прослушанному рассказу, речь фразовая, но аграмматичная (неправильно связаны слова во фразе) ; может демонстрировать поведенческие особенности: сильный страх перемен, стереотипность в быту, без приучения испытывает затруднения в самообслуживании и выполнении гигиенических действий, но хорошо этому обучается, может много говорить, с трудом останавливаясь на просьбы и ситуативную неуместность, нарушать общепринятые правила поведения, в некоторых случаях демонстрировать агрессию или самоагрессию; в интеллектуальном развитии наблюдается выраженное отставание от возрастной нормы, по своим представлениям и суждениям похож на ребёнка более младшего возраста, перенос показанного способа действия или навыка в новые условия не делает, понимает сюжет картинки без скрытого смысла, устанавливает простые закономерности, но сложные закономерности, скрытый смысл рассказов не понимает
Дети со средней степенью проявлений РАС во взрослом возрасте нуждаются в сопровождаемом проживании, могут оставаться одни дома, могут освоить профессиональные навыки, работать, но под курированием и внимательным руководством.
Тяжелая степень проявлений РАС:
Ребёнок с большим трудом устанавливает контакт с другими людьми или не устанавливает его вообще, избегает, с большим трудом привлекается к совместному взаимодействию, требует постоянных организующийся усилий чтобы взаимодействовать с другим человеком, без организующей помощи прекращает участие в совместной деятельности; наблюдается сильно выраженное нарушение речи, если есть устная речь, то она может быть плохо разборчива или эхолалична, или некоммуникативна, возможно полное отсутствие речи, могут быть вокализации, слоги, небольшой запас слов, эхолалии, не использующиеся для коммуникации, сопряженная речь (когда ребенок может повторять за взрослым слова и фразы, но без подсказки произнести их затрудняется, не использует их даже для просьб), обращенную речь не понимает и ориентируется по интонации взрослого или понимает, но только в знакомой ситуации или при жестовом сопровождении; в целях коммуникации, достижения своих желаний или отказа использует не принятые в обществе способы: крик, плач, щипание, царапание, самоагрессию и проч., не понимает правил поведения в обществе, в образовательном учреждении, в магазине, поликлинике, на детской площадке, нарушает их, требует постоянного контроля взрослым, в свободной деятельности может демонстрировать хаотичное перемещение в помещении, разбрасывание предметов, не может чем-то себя занять; с большим трудом учится навыкам самообслуживания или полностью обслуживается взрослым, не сообщает, что хочет в туалет, часто в туалете необходима помощь взрослого в выполнении гигиенических действий; интеллектуальное развитие сильно отстает от возраста (соответствует значительно более младшему), навыки подражания действиям взрослого отсутствуют или плохо развиты; ребенок обучается с большим трудом, очень маленькими шагами, без постоянного повторения навыки распадаются, перенос способа действия выполнить не может - похожее задание воспринимает как новое, не может выполнить, отсчитать заданное количество не может, не понимает содержание простого событийного рассказа, не может пересказать прослушанный рассказ или ответить на вопросы по нему, часто не понимает разницу между ДА и НЕТ, не понимает обобщающие понятия (посуда, инструменты, овощи, фрукты и др.) и классифицировать по ним предметы не может, часто затрудняется в сортировке предметов по внешним признакам (цвету/форме/величине), нахождении одинаковых, может освоить сортировки, построение простых чередований, иногда выучить буквы и написание целых слов, научиться сообщать о своих желаниях и отказываться с помощью слов или средств альтернативной коммуникации.
Дети с тяжелыми проявлениями РАС во взрослом возрасте в некоторых случаях могут работать в специально организованных мастерских для людей с РАС и ментальными нарушениями, где для них предусмотрено и обучение, нуждаются в постоянном сопровождении, оставаться одни дома не могут, при обучении могут освоить навыки помощи по дому.
В заключении очень хочется напомнить, что, не зависимо от тяжести состояния при РАС, каждый ребенок нуждается в гармоничном развитии: физическом, трудовом, социальном, интеллектуальном и творческом, которое может сделать его жизнь интересной, стать основой его хобби во взрослой жизни. Ни одна из этих 5 областей не должна выпадать из программы абилитации и развития ребенка.