Найти в Дзене

Кладбище "Икарусов" в Архангельске

Перед тем, как вы начнете читать данный материал, сразу сделаю ремарку, что эта статья не новая. Написана она еще летом 2022 года специально для моего канала @Troll&Bus, а фотографии для нее отсняты еще осенью 2021 года. Однако, я постараюсь актуализировать в соответствии с нынешними реалиями, за счет специальных выносок, поясняющих события на момент 2023 года.

И снова всех приветствую на канале "РетроЛайн". С вами я Troll&Bus и сегодня мы в очередной раз поговорим об "Икарусах". В двух предыдущих статьях вы посмотрели на глянцевые музейные "Икарусы", участвующие в различных тематических мероприятиях. Теперь же настало время посмотреть на их собратьев из Архангельска, чья судьба выдалась совсем не такой радужной...

Сегодня система общественного транспорта города Архангельск известна тем, что практически полностью состоит из автобусов малого и среднего класса, выпущенных преимущественно на Павловском автобусном заводе.

ПАЗ-3205 за последние десятилетия стал неотъемлемой частью городского пейзажа Архангельска.
ПАЗ-3205 за последние десятилетия стал неотъемлемой частью городского пейзажа Архангельска.
Кроме ПАЗов в Архангельске эксплуатируются автобусы средней вместимости - МАЗ-206
Кроме ПАЗов в Архангельске эксплуатируются автобусы средней вместимости - МАЗ-206
-5

UPD: в конце 2022 года в Архангельске была проведена транспортная реформа, в связи с которой были закуплены новые автобусы Lotos-105 и МАЗ-206.948. Всего за 2023 год пришло более 200 автобусов среднего и большого класса. Таким образом практически все ПАЗики ушли с маршрутов города. И это хорошо.

Газовые МАЗ-206 стали отличной заменой ПАЗиков, ранее заполонивших Архангельск.
Газовые МАЗ-206 стали отличной заменой ПАЗиков, ранее заполонивших Архангельск.
Формально Lotos-105 считается автобусом большой вместимости. Но 10.5-метровый автобус весьма условно можно отнести к большому классу, учитывая стандартную длину автобусов в этом классе в 12 метров. Тем не менее это огромный прогресс по сравнению с тем, что работало на линии ранее.
Формально Lotos-105 считается автобусом большой вместимости. Но 10.5-метровый автобус весьма условно можно отнести к большому классу, учитывая стандартную длину автобусов в этом классе в 12 метров. Тем не менее это огромный прогресс по сравнению с тем, что работало на линии ранее.

*продолжение статьи*

Однако, в былые годы в Архангельске существовало троллейбусное и даже трамвайное движение. Трамвайную систему закрыли в 2004 году, троллейбусная продержалась чуть дольше - до 2008 года.

Архангельская трамвайная система была открыта в 1916 году - еще в Царской России. Она умудрилась пережить две революции, две мировых войны, лихие 90-е. Однако нулевые годы пережить не смогла. Трамвай был закрыт в 2004 году. До столетия система не дожила всего лишь 12 лет...
Архангельская трамвайная система была открыта в 1916 году - еще в Царской России. Она умудрилась пережить две революции, две мировых войны, лихие 90-е. Однако нулевые годы пережить не смогла. Трамвай был закрыт в 2004 году. До столетия система не дожила всего лишь 12 лет...
Троллейбус в Архангельске просуществовал 33 года. Открыто троллейбусное движение было 14 октября 1974 года, а закрывался в течение двух лет - с 2006 по 2008 год. Окончательно рогатый транспорт в столице Поморья был закрыт 11 апреля 2008 года.
Троллейбус в Архангельске просуществовал 33 года. Открыто троллейбусное движение было 14 октября 1974 года, а закрывался в течение двух лет - с 2006 по 2008 год. Окончательно рогатый транспорт в столице Поморья был закрыт 11 апреля 2008 года.
Полное закрытие электротранспорта в Архангельске отрицательно сказалось на пассажирских перевозках - город заполонили ПАЗики частных перевозчиков.
Полное закрытие электротранспорта в Архангельске отрицательно сказалось на пассажирских перевозках - город заполонили ПАЗики частных перевозчиков.
-11
-12

С того момента единственными представителями пассажирского транспорта большой вместимости стали Икарусы, которые с 2005 года работали на маршрутах гипермаркета "На Окружной".

Характерной особенностью архангельских "Икарусов" были задние фонари размещенные на бампере.
Характерной особенностью архангельских "Икарусов" были задние фонари размещенные на бампере.
"Икарусы" с двухдверной компоновкой были наиболее распространены на маршрутах Архангельска.
"Икарусы" с двухдверной компоновкой были наиболее распространены на маршрутах Архангельска.

История работы гипермаркета "На Окружной" в сфере пассажирских перевозок была хоть и прозаична, но весьма интересна. Дело в том, что в Архангельске этот гипермаркет был первым большим торговым центром, предлагающим местным жителям почти всё. И естественно для его процветания ему требовалось транспортное обслуживание – маршруты со всего города, подвозившие и забирающие от него покупателей.

Кроме городских модификаций гипермаркет "На Окружной" эксплуатировал междугородний автобус Ikarus 256. Но работал он не на маршрутах, а в качестве служебного.
Кроме городских модификаций гипермаркет "На Окружной" эксплуатировал междугородний автобус Ikarus 256. Но работал он не на маршрутах, а в качестве служебного.
На фото Ikarus 256.74 1995 года выпуска.
На фото Ikarus 256.74 1995 года выпуска.

Первое время проезд был бесплатным, потом начали брать деньги, когда маршруты стали востребованы пассажирами. По этой схеме они и работали, пока торговых центров в Архангельске не начало прибавляться и у наших героев не возникла очень серьёзная конкуренция, выразившаяся в падении пассажиропотока.

Кроме "Икарусов", имелся у гипермаркета и один Mercedes-Benz Türk O325 1994 года выпуска. В Архангельск он прибыл из Москвы в 2005 году. (Автор фото: Виталий В)
Кроме "Икарусов", имелся у гипермаркета и один Mercedes-Benz Türk O325 1994 года выпуска. В Архангельск он прибыл из Москвы в 2005 году. (Автор фото: Виталий В)
Было у гипермаркета и несколько ПАЗиков.
Было у гипермаркета и несколько ПАЗиков.
Если автобусы большого класса у предприятия были подержанные, то все ПАЗы покупались новыми.
Если автобусы большого класса у предприятия были подержанные, то все ПАЗы покупались новыми.

Закончилась вся эта история с пассажирскими перевозками, почти через 15 лет их существования, весьма печально, но предсказуемо. Все автобусы, работавшие на маршрутах гипермаркета были отставлены.

Я побывал в Архангельске в октябре 2021 года по приглашению одного моего хорошего друга - Юрия Кирикова. Он же показал мне место, где стояли отставленные от работы автобусы гипермаркета "На Окружной" в ожидании своего последнего часа.

Некоторые автобусы находились на этом месте (это, кстати, оказалась территория самого гипермаркета) уже более десяти лет. Сначала их пытались продать, но спроса на старые автобусы большой вместимости в Архангельске, увы, не было. Постепенно от простоя машины начали приходить в негодность и, в конечном итоге, были заброшены.

Когда моему виду предстал целый ряд "Икарусов" разной степени раздолбанности, я был по-настоящему изумлен. До этого момента, за последние пятнадцать лет мне приходилось видеть Икарусы только на транспортном фестивале в Санкт-Петербурге, где все они выглядели совсем иначе.
Когда моему виду предстал целый ряд "Икарусов" разной степени раздолбанности, я был по-настоящему изумлен. До этого момента, за последние пятнадцать лет мне приходилось видеть Икарусы только на транспортном фестивале в Санкт-Петербурге, где все они выглядели совсем иначе.
ПАЗик на фотографии уже встречался на фотографиях выше, но на тот момент он еще был ходовым автобусом.
ПАЗик на фотографии уже встречался на фотографиях выше, но на тот момент он еще был ходовым автобусом.
-26
-27
-30
-31
-32
-33
-34
-35

Хочу обратить внимание читателей на то, что, на данных фотографиях почти все автобусы вполне себе комплектные: у них сохранились агрегаты; ходовая часть; салон; стекла; передняя и задняя оптика и т.д. Но едва ли они простоят в таком виде долго. Дело в том, что раньше на этом месте стояло два ряда автобусов. А раз остался лишь один ряд, то напрашивается вопрос: "А где же второй ряд автобусов?" Ответ на него дают фотографии ниже...

-36
-39
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
Среди кузовов Икарусов и куч металлолома на глаза мне попалась рама от какого-то автобуса. Икарусом он быть никак не мог, поскольку венгры имели несущий кузов. Как я позже выяснил - это оказалась скандинавский автобус Arna M86BF на шасси Mercedes-Benz.
Среди кузовов Икарусов и куч металлолома на глаза мне попалась рама от какого-то автобуса. Икарусом он быть никак не мог, поскольку венгры имели несущий кузов. Как я позже выяснил - это оказалась скандинавский автобус Arna M86BF на шасси Mercedes-Benz.
Кузовной элемент от Arna M86BF
Кузовной элемент от Arna M86BF
-52
Когда-то эта куча металлолома была венгерскими автобусами...
Когда-то эта куча металлолома была венгерскими автобусами...
-54
-55
-56

Да, большую часть автобусов, простаивавших на территории гипермаркета "На Окружной", порезали для последующей сдачи в металлоприемку. Причем режут их практически на том же месте, где эти автобусы провели не один год своей жизни. Активная стадия этого процесса началась только осенью 2021 года, впрочем, дело до конца не довели и даже спустя месяц, ничего на этом месте не изменилось. Даже те автобусы, что уже начали резать, забросили.

UPD: На момент 2023 года никаких следов "Икарусов" на территории гипермаркета "на Окружной" не осталось. Все автобусы распилены и сданы в металлолом.

*продолжение статьи*

Кроме "Икарусов" и других автобусов, находились на этом месте и несколько заброшенных грузовиков.

-57
-58
-59
-60

Как я уже писал выше, изначально автобусы пытались продать, как правило безуспешно. Однако, исключения были. Несколько "Икарусов" смогли найти себе новых хозяев, тем самым сумев спастись от участи быть отправленными в металлолом. Парочка ниже - один из наиболее поздних таких примеров.

-61
-62

Эти два автобуса выкупили в 2021 году. Находятся они не в самом лучшем состоянии, однако они полностью комплектны и поставить их на ход не составило бы особых проблем.

-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73

Однако по какой-то причине, хоть эти автобусы и выкуплены, но на момент июня 2022 года, они продолжают стоять на том же месте, где я их снимал в октябре 2021 года. Из-за этого судьба данных автобусов мне больше не кажется такой уж определенной.

Фото сделано 5 июня 2022 года
Фото сделано 5 июня 2022 года

UPD: К моему удивлению эти два автобуса, которые, как ранее утверждалось, были выкуплены, так же, как и остальные "Икарусы", на момент 2023 года порезаны и сданы в металлолом. Вот так вот грустно закончилась история с ними.

-75

*продолжение статьи*

А вот чья судьба уже однозначно определена, так это у автобуса на фотографии ниже. Этому "Икарусу" повезло больше всех остальных своих собратьев - он попал в Санкт-Петербург и обзавелся статусом музейного автобуса.

Ну а на этом моя статья подходит к завершению. Большое спасибо Юрию Кирикову за предоставление материалов для статьи, а также за то, что он показал мне это место, дав возможность поделиться моими фотографиями оттуда в этом материале.

Фотографии трамваев и троллейбусов взяты с сайта transphoto.org

#автобусы #фото #abandoned #ikarus #архангельск #заброшка #фотографии #статья #история #транспорт