Перед тем, как вы начнете читать данный материал, сразу сделаю ремарку, что эта статья не новая. Написана она еще летом 2022 года специально для моего канала @Troll&Bus, а фотографии для нее отсняты еще осенью 2021 года. Однако, я постараюсь актуализировать в соответствии с нынешними реалиями, за счет специальных выносок, поясняющих события на момент 2023 года.
И снова всех приветствую на канале "РетроЛайн". С вами я Troll&Bus и сегодня мы в очередной раз поговорим об "Икарусах". В двух предыдущих статьях вы посмотрели на глянцевые музейные "Икарусы", участвующие в различных тематических мероприятиях. Теперь же настало время посмотреть на их собратьев из Архангельска, чья судьба выдалась совсем не такой радужной...
Сегодня система общественного транспорта города Архангельск известна тем, что практически полностью состоит из автобусов малого и среднего класса, выпущенных преимущественно на Павловском автобусном заводе.
UPD: в конце 2022 года в Архангельске была проведена транспортная реформа, в связи с которой были закуплены новые автобусы Lotos-105 и МАЗ-206.948. Всего за 2023 год пришло более 200 автобусов среднего и большого класса. Таким образом практически все ПАЗики ушли с маршрутов города. И это хорошо.
*продолжение статьи*
Однако, в былые годы в Архангельске существовало троллейбусное и даже трамвайное движение. Трамвайную систему закрыли в 2004 году, троллейбусная продержалась чуть дольше - до 2008 года.
С того момента единственными представителями пассажирского транспорта большой вместимости стали Икарусы, которые с 2005 года работали на маршрутах гипермаркета "На Окружной".
История работы гипермаркета "На Окружной" в сфере пассажирских перевозок была хоть и прозаична, но весьма интересна. Дело в том, что в Архангельске этот гипермаркет был первым большим торговым центром, предлагающим местным жителям почти всё. И естественно для его процветания ему требовалось транспортное обслуживание – маршруты со всего города, подвозившие и забирающие от него покупателей.
Первое время проезд был бесплатным, потом начали брать деньги, когда маршруты стали востребованы пассажирами. По этой схеме они и работали, пока торговых центров в Архангельске не начало прибавляться и у наших героев не возникла очень серьёзная конкуренция, выразившаяся в падении пассажиропотока.
Закончилась вся эта история с пассажирскими перевозками, почти через 15 лет их существования, весьма печально, но предсказуемо. Все автобусы, работавшие на маршрутах гипермаркета были отставлены.
Я побывал в Архангельске в октябре 2021 года по приглашению одного моего хорошего друга - Юрия Кирикова. Он же показал мне место, где стояли отставленные от работы автобусы гипермаркета "На Окружной" в ожидании своего последнего часа.
Некоторые автобусы находились на этом месте (это, кстати, оказалась территория самого гипермаркета) уже более десяти лет. Сначала их пытались продать, но спроса на старые автобусы большой вместимости в Архангельске, увы, не было. Постепенно от простоя машины начали приходить в негодность и, в конечном итоге, были заброшены.
Хочу обратить внимание читателей на то, что, на данных фотографиях почти все автобусы вполне себе комплектные: у них сохранились агрегаты; ходовая часть; салон; стекла; передняя и задняя оптика и т.д. Но едва ли они простоят в таком виде долго. Дело в том, что раньше на этом месте стояло два ряда автобусов. А раз остался лишь один ряд, то напрашивается вопрос: "А где же второй ряд автобусов?" Ответ на него дают фотографии ниже...
Да, большую часть автобусов, простаивавших на территории гипермаркета "На Окружной", порезали для последующей сдачи в металлоприемку. Причем режут их практически на том же месте, где эти автобусы провели не один год своей жизни. Активная стадия этого процесса началась только осенью 2021 года, впрочем, дело до конца не довели и даже спустя месяц, ничего на этом месте не изменилось. Даже те автобусы, что уже начали резать, забросили.
UPD: На момент 2023 года никаких следов "Икарусов" на территории гипермаркета "на Окружной" не осталось. Все автобусы распилены и сданы в металлолом.
*продолжение статьи*
Кроме "Икарусов" и других автобусов, находились на этом месте и несколько заброшенных грузовиков.
Как я уже писал выше, изначально автобусы пытались продать, как правило безуспешно. Однако, исключения были. Несколько "Икарусов" смогли найти себе новых хозяев, тем самым сумев спастись от участи быть отправленными в металлолом. Парочка ниже - один из наиболее поздних таких примеров.
Эти два автобуса выкупили в 2021 году. Находятся они не в самом лучшем состоянии, однако они полностью комплектны и поставить их на ход не составило бы особых проблем.
Однако по какой-то причине, хоть эти автобусы и выкуплены, но на момент июня 2022 года, они продолжают стоять на том же месте, где я их снимал в октябре 2021 года. Из-за этого судьба данных автобусов мне больше не кажется такой уж определенной.
UPD: К моему удивлению эти два автобуса, которые, как ранее утверждалось, были выкуплены, так же, как и остальные "Икарусы", на момент 2023 года порезаны и сданы в металлолом. Вот так вот грустно закончилась история с ними.
*продолжение статьи*
А вот чья судьба уже однозначно определена, так это у автобуса на фотографии ниже. Этому "Икарусу" повезло больше всех остальных своих собратьев - он попал в Санкт-Петербург и обзавелся статусом музейного автобуса.
Ну а на этом моя статья подходит к завершению. Большое спасибо Юрию Кирикову за предоставление материалов для статьи, а также за то, что он показал мне это место, дав возможность поделиться моими фотографиями оттуда в этом материале.
Фотографии трамваев и троллейбусов взяты с сайта transphoto.org
#автобусы #фото #abandoned #ikarus #архангельск #заброшка #фотографии #статья #история #транспорт