877 подписчиков

Легендарные модели завода «Москвич» превратили в произведения искусства

4,6K прочитали

Завод «Москвич» на протяжении десятилетий своего существования являлся важной частью жизни столицы и целой страны — о том, как он создавался и менялся, мы рассказывали в самой первой статье на нашем канале. Возрождение предприятия в 2022 году стало началом новой главы его развития.

Историческая территория и новая жизнь, почти вековой опыт производства и линейка современных городских кроссоверов — прошлое и будущее переплетены здесь так тесно, что без одного невозможно представить существование другого. Показать эту связь времён призван уникальный арт-объект, который можно увидеть на улице Коломникова.

Идея создания и концепция оформления

Современные художники украсили масштабными муралами забор, которым огорожено пространство предприятия. Для оформления были использованы знаковые модели Москвичей, изображённые в стилистике тех направлений искусства, которые были характерны для времени их производства и продаж: соцреализм, кинетическое искусство, нонконформизм и др.

Подобное решение позволит внести вклад в развитие культурного ландшафта города, сформировав рядом с заводом «Москвич» индустриальный стрит-арт-парк, который позволит всем желающим познакомиться с историей моделей легендарного отечественного бренда.

В этой статье мы расскажем о массовых моделях, которые стали частью композиции. В неё вошли также уникальные концепты, прототипы и несерийные образцы — им будет посвящена следующая публикация. Подпишитесь, чтобы не пропустить!

Москвич 400

Первый серийный автомобиль, выпущенный на заводе 4 декабря 1946 года, — именно эта дата считается днём рождения Москвича. Полное обозначение новинки — Москвич 400-420, цифры индекса указывали, соответственно, на номер двигателя и номер кузова. Однако долгое время авто называли просто Москвичом, поскольку других моделей не существовало.

Конструкция получилась удачной: технологичной, надёжной, неприхотливой. Её отличали несущий кузов, гидравлические тормоза и независимая подвеска. В последующие годы велась активная модернизация двигателя, трансмиссии и элементов управления. Эти доработки были реализованы в следующей версии, названной Москвич 401, выпуск которой начался в 1954 году.

В 1956 году производство линейки завершилось. За девять лет с конвейера сошло 247 439 экземпляров обеих модификаций, почти 20 000 из них отправились на экспорт.

Интересные факты о модели

♦️ Москвич 400 не имел указателей поворота, зато у него был стеклоочиститель — редкая опция для автомобилей тех лет. А ещё интереснее, что он имел механический привод от… распредвала двигателя!

♦️ Изготавливал завод и довольно необычные вариации «четырёхсотого». Одна из них — фургон Москвич-400-422, которые в народе прозвали «Буратино». Он отличался деревянными бортами и дверями, а также обтянутым дерматином каркасом крыши. Деревянный кузов был дешёвым, не требовал для изготовления специальной оснастки, а чинить его было просто — профессия столяра была распространена в СССР.

Ещё одним удивительным экземпляром был кабриолет Москвич-400-420А, анонсированный как «открытый автомобиль для южных регионов».

Москвич 407

На смену 401-му пришёл Москвич 402, а его усовершенствованной версии, выпускавшейся с января 1958 по 1963 год, присвоили индекс 407. Она имела модернизированный верхнеклапанный двигатель и улучшенную отделку, а также ряд технологических новшеств: панорамные стёкла, руль с двумя спицами, кнопочные дверные ручки и телескопические амортизаторы.

Модель пользовалась огромной популярностью не только в социалистических странах, но и за рубежом: в Финляндии, Норвегии и Франции. За границу отправлялся каждый третий автомобиль. Экспортные версии отличались доработанным экстерьером и двухцветной окраской. За оригинальную форму решётки радиатора их называли «щелкунчиками».

В августе 1958 года советские гонщики на Москвичах 407 дебютировали в ралли «1000 озёр», проходившем в Финляндии. Это были первые международные соревнования для советских автоспортсменов. И они показали весь достойный результат, заняв третье место в командном зачёте. Больше подробностей о спортивном прошлом Москвичей можно найти в этой статье.

Интересные факты о модели

♦️ В 1961 году Toyota представила свой новый автомобиль под названием Publica, который внешне являлся точной копией советского Москвича.

♦️ В ходе встречи Н.С. Хрущёва с Эйзенхауэром, проходившей в сентябре 1959 года, обсуждались поставки советских малолитражек за океан. Американский президент изъявил желание показать эти автомобили жителям страны, и заводу поручили подготовить первую партию Москвичей для Америки. Три экземпляра были собраны прямо в экспериментальном цехе. Они получили улучшенную отделку, дорогую обивку салона, множество дополнительных деталей. Кузова покрасили в малиновый, жёлтый и зелёный цвет, а после — опять разобрали, собрали, отрегулировали и перепроверили все узлы. Спустя полторы недели круглосуточной работы автомобили «высшей пробы» были наконец-то сданы. Но отправиться в далёкое путешествие им так и не удалось.

Москвич 410

Фактически это полноприводный вариант седанов Москвич 402 и Москвич 407, созданный для нужд сельских жителей. Внешне от своих предшественников он отличается только более высокой посадкой. Однако на самом деле создание этой версии потребовало множества конструктивных изменений.

Основные детали, узлы кузова и шасси были взяты от базовой 402-й модели. Из дополнительных агрегатов полноприводная версия получила передний мост новой конструкции с ШРУСами и разрезными шкворнями, раздаточную коробку, рычагом которой осуществлялось подключение моста, а также укороченные карданные валы. Пришлось также изменить конструкцию рулевого управления и обеих подвесок.

В итоге удалось достичь весьма достойной проходимости: автомобиль преодолевал подъёмы крутизной до 33 градусов, броды глубиной до полуметра, уверенно двигался по грязи, снегу и пересечённой местности.

Тканевую обивку сидений заменили более практичной — из кожзаменителя. Чтобы добиться лучшей герметичности салона, вместо напольных установили подвесные педали — позже они появились на всех серийных моделях. При этом 410-я версия сохранила все комфортные опции Москвича 402: двухдиапазонный радиоприёмник, противосолнечные козырьки, пепельницу, вещевой ящик на панели приборов и коврики на полу.

Москвич 408

Родоначальник третьего поколения Москвичей, заднеприводный седан, выпускавшийся с 1964 по 1975 год. Сохранив почти такие же габариты, какими обладали его предшественники, этот автомобиль получил полностью новый, более низкий кузов современной формы, просторный и комфортабельный салон с продуманной эргономикой и отличной обзорностью с водительского места.

Кузов базовой модели — самонесущий, цельнометаллический, типа «четырёхдверный седан». Кроме того, существовали пятидверный универсал Москвич 426 и фургон Москвич 433, а также многочисленные модификации.

Интересные факты о модели

♦️ В 1966 году с конвейера сошёл стотысячный автомобиль этой модели. Он был экспортной модификации 408Э с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем.

♦️ 18 мая 1967 года свет увидел миллионный автомобиль АЗЛК — им стал белый Москвич 408, выделявшийся на фоне остальных числом 1 000 000 на решетке радиатора. Сейчас этот автомобиль вместе с другими юбилярами находится в Музее ретроавтомобилей на Рогожском валу.

♦️ Москвич 408 стал первым советским автомобилем, подвергнутым краш-тесту.

♦️ На базе 408-й модели было построено двухдверное купе-кабриолет, получившее наименование «Турист». В те годы туризм становился всё популярнее, в том числе развивались автомобильные путешествия. Такое название было призвано приблизить не особо практичный, и даже, вероятно, излишне вычурный форм-фактор к народу.

♦️ В Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, а для Англии выпускалась специальная версия с правым рулём, носившая наименование как Moskvich 408. В Германии он был известен как Moskwitsch, а в Финляндии — как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырёхфарный).

Москвич 412

Стал результатом модернизации весьма успешной 408-й модели и до 1976 года выпускался с ней параллельно. В целом «четыреста двенадцатый» был настолько гармоничным и востребованным, что с конвейера он не сходил почти три десятка лет — с 1967 по 1997 год.

Первое, что сделали в ходе доработки конструкторы завода, — установили более мощный и высокооборотистый двигатель. В результате автомобиль оставался таким же доступным и экономичным, но стал значительно более проходимым и надёжным — за счёт этого он мог конкурировать со многими европейскими аналогами. Кроме того, новая модель отличалась высоким уровнем безопасности. Этому способствовали тормозная система с гидровакуумным усилителем, обновлённые ремни безопасности и мягкое покрытие многих элементов салона, снижающее риск травм в аварийных ситуациях.

Интересные факты о модели

♦️ Москвич 412 считается одновременно и советской, и российской моделью.

♦️ Международный дебют Москвича 412 состоялся в 1968 году на ралли-марафоне Лондон—Сидней. На протяжении гонки с трассы сошли 43 автомобиля, завершить гонку удалось 56 экипажам — в числе финишировавших были все четыре Москвича.

♦️ Стал вторым советским автомобилем, выпуск которого наладили за рубежом, — в Ловече, Болгария.

♦️ 16 августа 1974 года с конвейера завода АЗЛК сошел двухмиллионный автомобиль — это был красный Москвич 412. Наряду с другими «миллионниками» он занимает место в экспозиции Музея ретроавтомобилей.

Москвич 2137

Вместительный пятидверный универсал, созданный на базе Москвича 2140 и сменивший на конвейере АЗЛК предшествующий грузо-пассажирский Москвич-427 с двигателем М-412.

Несмотря на унификацию с моделью 2140, грузовую заднюю часть и багажное отделение новинка унаследовала от 427-го, а задние фонари — и вовсе от 408-го Москвича.

Спинки заднего сиденья складывались, от чего грузовой отсек становился почти вдвое больше. Под полом багажника была предусмотрена полость для запасного колеса и инструмента, а снаружи можно было увидеть фаркоп, позволявший буксировать прицеп. Комфортных опций было немного — печка и радиоприёмник.

Интересные факты о модели

♦️ В отличие от седанов кузова универсалов собирались не на автоматической линии, а на отдельном конвейере, чем и объясняется их небольшой тираж.

♦️ Согласно статистическим данным, Москвич 2137 был самым массовым универсалом среди всех выпускавшихся в СССР.

♦️ Вместе с завершением производства модели в 1985 году завод попрощался с эпохой заднего привода.

Москвич 2141

В конце 70-х годов на АЗЛК приступили к разработке нового серийного автомобиля. Однако только в 1986 году легковой переднеприводный хетчбэк был представлен публике — и, пожалуй, ни одна предыдущая модель не вызывала такого общественного резонанса.

За основу был взят французский хэтчбек Simca 1308, за что новинку на заводе тут же окрестили «Максимкой». Однако Москвич 2141 на прототип был похож разве что внешне — конструктивно они были очень разными. Новые агрегаты трансмиссии и шасси потребовали разработки полностью нового основания кузова — проще сказать, что от «Симки» остались лишь часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стёкол.

В 1991 году модель была модернизирована: она получила необслуживаемый аккумулятор, зеркало заднего вида с правой стороны, топливный бак увеличенного объёма, улучшенную шумоизоляцию, новую обивку сидений и иные материалы отделки салона.

А в 1997 на смену пришла ещё более улучшенная модификация, выделившаяся в отдельную модель — Москвич Святогор.

Москвич Святогор

Дебютировал в 1998 году как результат модернизации модели 2141, ставшей преемником легендарного Москвича 412, и получил заводское обозначение 2141-02. Основными конструктивными отличиями от предыдущих поколений являлся кузов типа «хетчбэк», передний привод колёс и передняя подвеска типа «Макферсон».

Стал родоначальником семейства, в которое позже вошли седан 2142, пикап и фургон 2335, а также их вариации. На экспортных рынках ряда стран именовался ALEKO (латинская транслитерация с «АЛЕКО» — «Автозавод Ленинского комсомола»).

Выпуск модели завершился в 2001 году, когда ОАО «Москвич» прекратило своё существование, главный конвейер был остановлен, а выпуск всех автомобилей прекратился...

Интересные факты о модели

♦️ Москвич Святогор стал последней моделью Московского автозавода, запущенной в массовое производство.

♦️ Кроме обычного хэтчбека, в небольших количествах выпускались длиннобазный хэтчбек Юрий Долгорукий и седан Князь Владимир.

♦️ Оснащался довольно большим числом импортных агрегатов: светотехникой фирмы Hella, двигателем Renault F3R, сцеплением Valeo и вакуумным усилителем тормозов фирмы Lucas. Однако из-за нехватки импортных моторов на некоторые Святогоры устанавливались двигатели ВАЗ и УЗАМ.

Москвич 3

Яркий городской кроссовер, производство которого началось после перезапуска предприятия в 2022 году. Этот автомобиль полностью отвечает духу времени и способен удовлетворить все потребности жителя современного мегаполиса. Он оснащается 1,5-литровым турбированным двигателем, который агрегатируется с механической или автоматической трансмиссией вариаторного типа. Передовые системы безопасности, современная мультимедийная система, эргономичный салон — всё это делает Москвич 3 отличным компаньоном для любых целей.

Завод «Москвич» на протяжении десятилетий своего существования являлся важной частью жизни столицы и целой страны — о том, как он создавался и менялся, мы рассказывали в самой первой статье на нашем-9

Интересные факты о модели

♦️ Помимо версии с ДВС, в новой линейке легендарного бренда есть электромобиль — Москвич 3е.

♦️ Современные и комфортные кроссоверы не только всё чаще появляются на улицах городов, но и становятся частью инфраструктуры столицы — Москвич 3 и Москвич 3е уже можно встретить в сервисах каршеринга, автопарках городских служб и такси.

Москвич 6

Это седан С-класса с выразительным дизайном, отличающийся высоким уровнем комфорта, продуманной эргономикой, современными опциями, широкими возможностями мультимедиа и просторным багажником.

Совсем скоро начнётся производство модели, а также будут раскрыты технические характеристики новинки.

Завод «Москвич» на протяжении десятилетий своего существования являлся важной частью жизни столицы и целой страны — о том, как он создавался и менялся, мы рассказывали в самой первой статье на нашем-10

Подписывайтесь на наш канал в Дзене и следите за обновлениями — здесь мы делимся свежими новостями и рассказываем о самых интересных эпизодах из жизни завода!