Найти тему
Москвич

Возрождение легенды. Значение завода «Москвич» для столицы и страны

Оглавление

Сохранять опыт прошлого — это важно. Но только развивая и приумножая его, мы можем создавать будущее. Инновации и передовые решения стали основой для возрождения одного из самых значимых предприятий нашей страны — в прошлом году Московский автомобильный завод возобновил свою работу.

Сегодня исполнился ровно год с того дня, когда было принято решение о возрождении Завода «Москвич». Какой путь он прошёл и почему всегда играл важную роль в жизни страны? Об истории и новом этапе жизни завода расскажем в нашей статье!

История создания

Довоенное время

Решение о строительстве автозавода на территории Москвы было принято в сентябре 1927 года.

Начало строительства, 1929 г.
Начало строительства, 1929 г.

Всего за три года проект был реализован: осенью 1930-го объект был введён в эксплуатацию и завод начал работать. В декабре ему присвоили название Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ).

Изначально здесь собирали модели Ford, затем — ГАЗ. Заводом полного цикла предприятие стало в 1940 году. Спустя несколько месяцев с конвейера сошли первые экземпляры модели, разработанной конструкторами предприятия, — КИМ-10.

Так выглядела первая версия малолитражного двухдверного автомобиля КИМ-10
Так выглядела первая версия малолитражного двухдверного автомобиля КИМ-10

Увы, выпускалась она совсем недолго: массовое производство должно было начаться в августе 1941 года, но с началом Великой Отечественной войны предприятие переориентировали на выпуск военной продукции.

Первые «Москвичи»

После войны название вновь сменили — теперь это был Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). В 1946 году появились первые Москвич-400, а в январе 1947-го — налажен серийный выпуск модели.

Новый этап развития завода: смена названия и производство первых моделей под брендом «Москвич»
Новый этап развития завода: смена названия и производство первых моделей под брендом «Москвич»

В 1954 году автомобиль получил более мощный двигатель (целых 26 л.с.!) и стал называться Москвич-401. Всего с конвейера сошло более 230 тысяч экземпляров этой модели. Именно это поколение фактически можно назвать первым автомобилем в СССР, выпускавшимся массово для личного пользования.

Следующие двадцать лет были весьма насыщенными и продуктивными. За это время появились известные многим Москвич-402 и Москвич-407, а также переходная 403-я модель и первая партия автомобилей с индексом 408.

Развитие и новые достижения

В конце 60-х предприятие получило новое название, которое известно многим ценителям марки, — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

Весной 1967 года с конвейера сошел Москивч-408, ставший миллионным автомобилем, выпущенным заводом. К 1986-му предприятие выпустило четыре миллиона экземпляров — цифра поистине впечатляющая!

До остановки главного конвейера 4 марта 2002 года автомобили продолжали совершенствоваться. Конструкторы находили уникальные решения и воплощали их в новых моделях. За современный облик и технологичное оснащение Москвичи всегда особенно ценились.

Притом не только в СССР, но и за границей.

Мировое признание

За рубежом о «Москвиче» узнали в 1958 году. На Брюссельской всемирной выставке были представлены две советских модели — 423 и 407, награждённые по итогам дипломами и золотыми медалями.

А уже в первой половине 70-х гг. половина произведённых заводом автомобилей уходила на экспорт.

Всего советские автомобили поставлялись в четыре десятка стран, а для Великобритании производили даже версию с правым расположением руля. По всему миру Москвичи ценили за отличные ходовые качества, простоту обслуживания и крайне низкую стоимость. Автомобили хоть и отставали технологически и по уровню комфорта, но в своем ценовом сегменте были лучшим предложением в первую очередь благодаря своей надёжности и неприхотливости в эксплуатации и ремонте.

Спортивные достижения

Укрепить репутацию «Москвича» помогли и успешные выступления на соревнованиях.

Дебютировал на них Москвич-407 в 1958 году: он занял третье место в ралли «Тысяча озёр».

А с конца 60-х гг. автомобили производства АЗЛК вышли на международный уровень. Список достижений впечатляет:

- 4-е место в общем зачёте на гонке Лондон — Сидней в 1968-м;

- три награды в личном зачёте на трассе Лондон — Мехико в 1970-м;

- две триумфальных победы в гонке Тур де Европа — в в 1971 и 1974 гг.

Всё это помогло Москвичам завоевать признание и любовь во многих странах. О них говорили на разных языках, а встретить наши автомобили можно было едва ли не в любом уголке мира.

Звезда да и только!

Увидеть Москвичи можно было не только на городских улицах — многие режиссёры снимали эти автомобили в своих фильмах.

Многие знаменитости ездили на моделях отечественного бренда: актёр Андрей Миронов, хоккеист Валерий Харламов, режиссер Георгий Данелия.

Жизнь заводчан

Территория предприятия занимала целый район столицы. Если не сказать больше — цеха и корпуса АЗЛК на Волгоградском проспекте, образовали буквально город в городе.

Здесь трудилось около 30 тысяч человек и жизнь буквально кипела.

Тут встречали будущих мужей и жён — на предприятии работали даже целые династии. Многие заводчане, придя сюда совсем юными, трудились до самого прекращения производства или выхода на пенсию.

Имя «Москвич» носили также дворец спорта, стадион и культурный центр. В административном здании был небольшой концертный зал, а по соседству располагалось похожее на летающую тарелку здание музея АЗЛК. В каждом цехе — своя столовая, и особое меню для сотрудников, занятых на «вредном» производстве.

На заводе и новые специальности осваивали, и смотры самодеятельности устраивали, и спортом занимались. Кстати, культурный центр, открытый в 1977 году, работает и сейчас. В нём проводились масштабные рок-фестивали и показывали спектакли московские театры

У завода были свои детские сады и школы, а также кружки для дополнительных занятий. Возможно, что среди тех, кто сейчас приводит сюда за ручку детей, есть люди, которые много лет назад сами маленькими ходили в эту студию.

А ещё «Москвич» строил дома и поощрял лучших работников жильём — многие сотрудники получили комнату или даже квартиру в Печатниках и Люблино.

Значение завода

Написанное выше позволяет оценить роль, которую «Москвич» сыграл в жизни и развитии столицы и страны в целом.

Для Москвы он стал практически градообразующим предприятием. Завод и сформировал облик района, в котором находился, и стал примером мощной корпоративной культуры, которую внедряли потом во многих других организациях.

Для народа Москвичи были заветной мечтой, которая при этом вполне могла стать реальностью: семье со средним достатком по силам было за три года накопить на покупку. И стоило новенькому красавцу появиться во дворе, он тут же привлекал внимание соседей, что было предметом особой гордости его владельца.

Эти автомобили искренне любили, ценили и передавали из поколения в поколение. А международный успех продемонстрировал Западу индустриальную мощь страны и позволил укрепить положение в мировом рейтинге.

Возрождение легендарного «Москвича»

Богатое наследие не кануло в прошлое — новая история предприятия началась с возрождения завода в 2022 году.

Запуск «Москвича» состоялся в рекордные сроки: всего за полгода была завершена подготовка и начато производство автомобилей
Запуск «Москвича» состоялся в рекордные сроки: всего за полгода была завершена подготовка и начато производство автомобилей

Выпущенные здесь автомобили носят то же прославленное имя. И даже цифровые индексы — это преемственность и дань традиции. В остальном с моделями прошлого века они имеют мало общего: кроссовер Москвич 3 и электрическая версия Москвич 3е отвечают всем требованиям современности — они комфортные, безопасные, мощные и экономичные.

Облик Москвы кардинально изменился — и новый Москвич 3 гармонично смотрится на изменившихся улицах мегаполиса
Облик Москвы кардинально изменился — и новый Москвич 3 гармонично смотрится на изменившихся улицах мегаполиса

Выпуск отечественных моделей — мера особенно актуальная для отрасли на фоне резкого падения продаж новых автомобилей и ухода зарубежных марок. А ещё предприятие усилило экономику страны, обеспечив около 40 тысяч рабочих мест.

В планах на ближайшие несколько лет — увеличение локализации, разработка новой оригинальной универсальной платформы российского электромобиля, а потом и полный переход на производство из отечественных компонентов. Как и раньше, «Москвич» продолжает оставаться значимым предприятием для всей страны и сердцем столицы.

Впереди — ещё больше интересных публикаций — подпишитесь и следите за обновлениями. Мы будем делиться новостями, подробностями о наших моделях и историями из жизни завода.

Пишите в комментариях, о чём вы бы хотели чаще читать на нашем канале!