Найти в Дзене
maya_vinbooks

Ярослава Осокина об «Историях Джека».

Ярослава Осокина — российский автор, работающий в жанре фэнтези. Ее детективное фэнтези «Истории Джека» вышло прошлой осенью в издательстве Rugram.

Читайте в интервью:

— Как Ярослава искала себя?

— С чего началось увлечение писательством?

— Как создавались «Истории Джека»?

— Что сейчас пишет автор?

— Хобби, сотрудничество с блогерами и вдохновляющие автора люди.

— Ярослава, привет! Я познакомилась с твоей книгой «Истории Джека» и думаю, что моим читателям тоже интересно узнать тебя получше. Расскажи о себе: на кого ты училась? Кем сейчас работаешь?

— Привет! Спасибо за интерес) Я училась дважды — первый раз на социального работника (в последнем классе школы я отчаянно металась между тем, чем мне хочется заниматься, и каким-то образом остановилась на этой специальности), второй раз на веб-разработчика (второе — это прямо мое, просто я не сразу это поняла). И работаю уже больше пятнадцати лет веб-разработчиком.

— Как ты начала свой писательский путь? Помнишь первое произведение, которое ты написала?

— Помню, как начала, но самое-пресамое первое не помню. 
 Я очень любила читать (и сейчас тоже люблю, просто времени на это меньше) и вот в сборнике детских рассказов (Горького? иллюстрации помню, а автора нет) я наткнулась на сцену, где маленький мальчик берет карандаш и в тетрадочке пишет рассказ. Это был удар молнии, я вдруг поняла, что книги не просто существуют, их кто-то пишет, и даже маленький мальчик, который знает только печатные буквы, может написать свое. Я тоже знала печатные буквы, а карандаш и бумага всегда были под рукой, потому что я все время рисовала, и вот как-то так оно и началось.

— Для тебя писательство хобби или нечто большее?

— Я думаю, нечто большее. Я люблю книги и люблю истории, и создание собственных историй, от задумки до воплощения в тексте — это часть моей жизни.

— Что для тебя самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Самое интересное — продумывать мелкие и крупные детали других миров, вылавливать особенности героев и планировать повороты. Трудное — наверное, начинать первый черновик после большого перерыва, когда нужно заново вырабатывать привычку регулярно писать (я из тех, кому необходима регулярность, хотя бы минимальная). И редактировать. И ждать первых реакций от читателей, когда уже книга готова.

— Как тебе пришла идея «Историй Джека»?

— Сначала пришел сам Джек, обаятельный, всемогущий — и совершенно бессильный. Потом Энца, потом их мир, который по крупицам возникал вокруг них, пока не сложился полностью.

— Легко ли создавались герои и их имена?

— Кто как, они все разные. Кто-то приходит быстро и легко, выпуклый и понятный, а кого-то надо сесть и вытащить на свет, обдумать, увидеть внутри себя. С именами чаще всего проблем нет, я продумываю систему, опираясь на существующие системы имен в нашем мире (а в отношении магов того мира полное раздолье, ведь они выбирают имена себе сами, и имена эти могут быть самыми разными, глупыми и нет, красивыми и грубыми, обычными и заковыристыми).

— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?

— Несколько лет, если считать перерыв. Я написала первые несколько глав и застряла, несмотря на то, что знала, что будет дальше. Я постоянно возвращалась к готовому тексту, переписывала, исправляла ошибки, но не могла сдвинуться с них — и поставила все на паузу. А потом, когда решилась выкладывать книгу на литпортале samlib, то стала писать дальше. Отпустила свою тревожность и писала черновик, какой получится, главное, чтобы идти глава за главой. Это сработало, в течение примерно года я дописала оба тома и потом уже взялась за редактуру и причесывание.

(Сейчас этот этап первого черновика я придерживаю для себя, на литпортал выкладываю более-менее причесанный вариант).

— Каково тебе быть независимым автором? В чем ты видишь плюсы и минусы?

— Иногда это очень тяжело, потому что за все отвечаешь сам — за качество текста (поиск редактора и корректора), за сроки и внешний вид, за продвижение (боль), а иногда понимаешь, что это свобода и возможность сделать именно то, что тебе хочется.

— Отзыв на первую часть истории дала автор цикла «Золотые земли» Ульяна Черкасова. Расскажи, как вы познакомились и как вышло, что именно Ульяна прочитала «Истории Джека»?

— С Ульяной мы познакомились на ветхозаветном портале самиздатной литературы (в то древнее время, когда других порталов, кроме платформ для фанфиков, еще не было), кажется, на конкурсе рассказов. Ульяна читала Истории Джека еще в том, самом первом варианте, и я очень благодарна ей за поддержку.

-2

— В твоих книгах создается большая вселенная Гражина. Сложно ли все это было разделить по сюжету на несколько книг?

— Совсем нет. Я люблю объемные и глубокие вселенные в книгах, но все же для меня на первом месте люди. Эти истории о них, поэтому сюжет опирается на то, что происходит с людьми. Но я люблю делать молчаливым героем и сам город, так что в книгах есть и немного его истории и его настоящего.

— Что ты можешь рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это тебе?

— Для меня это тяжело в плане того, что я неизменно проваливаюсь в создании грамотной стратегии (не очень понимаю, что и как лучше сделать, даже интуитивно), но делаю то, что по силам. Мне было сложно решиться на первые обращения к блогерам с вопросом о сотрудничестве. Я сидела несколько минут над каждым готовым сообщением, думала «ааааааа, ужас, боюсь, зачем мне это, куда я, кто я» (но мне оч повезло, большинство, с кем я списывалась, реагировали дружелюбно, подсказывали и давали советы). Был опыт, когда, получив книгу, блогер так и не возвращался с отзывом, но это прямо совсем единицы (и я в то время была настолько в тревожном состоянии, что считала, это сигнал о том, что книга совсем не зашла и даже не переспрашивала, что там как).

— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Ты уже делала открытки, закладки и экслибрисы по «Историям Джека». Собираешься ли ты в будущем делать что-то подобное?

— Да, мне очень нравится делать что-то околокнижное, искать референсы для художников, подбирать бумагу для печати в типографии (хотя это занимает очень много времени, но результат! такое невероятное чувство, когда что-то, появившееся в твоей голове, вдруг обретает материальную сущность, показывается сначала в иллюстрации от художника, а потом ты держишь в руках самую настоящую реальность). 
 Я планировала собрать три бокса с разными интересными штучками по Историям Джека для розыгрыша, почти все сделала, осталось совсем немного. Это будет скорее такой подарок для читателей, которым понравилась книга.

— Чего стоит ожидать от следующей книги серии, которая выходит совсем скоро?

— «Бумажные доспехи» входит в тот же цикл, что и Истории Джека, это тоже городское фэнтези. В ней сильнее детективная линия (и в этот раз есть немного крепче романтическая). Книга более мрачная и тяжелая, потому что ее главные рассказчики — взрослые серьезные люди, не то что два безалаберных напарника, которые были в Историях Джека.

— Поделись своими творческими планами. Что ты пишешь сейчас?

— Сразу две истории, одну из старых задумок, другую из недавних. Первая — все то же мое любимое городское фэнтези, но уже в нашем мире, без магов и колдунов. Героиня живет в маленьком старом доме в Подмосковье, в подвале у нее прячется чудовище, по комнатам ходит призрак, а щенок недавно откопал в клумбе череп. Ее подругу недавно убили, а самой ей кажется, что за ней следят. 
 Вторая история происходит в другом мире, время — что-то вроде нашего начала двадцатого века, до революций и мировых войн, северная страна, скандинавские вайбы, старинное семейство со скелетами и тайнами, удаленное от цивилизации имение в предгорьях (тут я очень хочу попробовать нечто вроде герметичного детектива с мистикой).

— Есть ли у тебя писательские страхи?

— Конечно. Что я разучусь писать (этот страх жует меня каждый раз, когда я начинаю новую книгу). Что эта история никому будет не нужна, кроме меня, что она будет слабой, что я не дотяну ее до нужного мне уровня и вот это все.

-3

— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?

— Я рисую, пожалуй, для меня это хобби, которое позволяет привести мысли в порядок (и пусть у меня все получается на любительском уровне, мне нравится учиться и осваивать что-то новое)

— Любимые фильмы?

— Берегись автомобиля, Питер FM, Пираты Карибского моря (фанфакт из моей жизни — большинство цитат, которые я использую в речи, пришли из Пиратов), Реконструкция, Гордость и предубеждение (мини-сериал) и пр.

— Любимые книги?

— Я над этим вопросом думала пару дней, серьезно. Я очень много читала (сейчас тоже читаю, но уже в разы меньше) и у меня много любимых книг и любимых авторов. Могу из тех, что первыми приходят на ум — это недавно перечитанная книга «Последний самурай» Хелен Девитт, книги Карины Деминой, Крапивина, Страуда, той же Ульяны Черкасовой (как я люблю ее неоднозначных героев), Булгакова, Анны Коростелевой, пьесы Стоппарда и Шекспира, и еще есть авторы с литпорталов, которые пока что (за некоторым исключением) публикуются только онлайн — Екатерина Близнина, Эйта, Дарья Иорданская и многие другие (я знаю, что разогналась со списком, и точно не упомянула даже половину любимых авторов и книг, надеюсь, никого не обидела).

— Любимые музыкальные исполнители?

— Их тоже много. У меня разнообразная коллекция песен, от рок-баллад до опенингов из древних аниме-сериалов, от французских мюзиклов до инди-музыкантов. Я не то чтобы этим винегретом горжусь, но музыка для меня больше терапия и поддержка во время работы, поэтому так.

— Что ты думаешь об авторской конкуренции? Есть ли у тебя друзья-авторы?

— Мне кажется, что книги — это не конкурентное явление. Не холодильник, не фен или ноутбук, который ты купишь только в одном экземпляре и как минимум на несколько лет. Вообще не вижу смысла и причин конкурировать. Если кто-то любит городское фэнтези, то он будет читать все, что приглянется (поэтому я люблю делиться книгами, которые мне понравились, а вот будь я производителем холодильников, говорила бы только о своих).

— Есть ли у тебя люди, которые тебя вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью ты восхищаешься?

— Есть. Правда, это не исторические личности, а близкие мне люди. Восхищаюсь и вдохновляюсь людьми, которые не боятся вкладывать силы для достижения своих целей.