Глава 5
Диниила начали знакомить с местными обычаями, помогали в судилищах и во внешней политике. Ему, как малому ребенку объясняли каждое решение, а главное указывали на предпосылки ещё не свершившихся дел. Здесь мальчику было хорошо, давно он не чувствовал себя так уютно. Не прошло и пол года, как молодой князь принял для себя главное решение - это его дом. Место, где он хотел бы прожить всю жизнь и быть похороненным. Местные с теплом относились к новому князю, несмотря на юный возраст его слушали, к нему проявляли уважение и показывали это не только словами, но и действиями. Полюбил Даниил и местную охоту. Часто он проводил время за пределами города, но в свиту брал лишь несколько особо близких бояр. Остальная дума оставалась "на хозяйстве". Всем было комфортно, дума могла спокойно проводить удобные для них законы, а мальчик учился у старших мудрости. Познакомился он и с дядьями, не напрямую, а через посланников, но все же это был первый контакт и для ребенка он был важен. Больше всего ему пришелся по нраву новгородский князь. Он единственный, кто писал Даниилу письма будто был он им ровней, а не ребенком. Частенько приходилось мальчику переспрашивает у думских бояр значение того или иного оборота речи, но то что Мстислав Удатный видел в нем равного, ребенку льстило.
Спокойствие и постоянство помогли княжеству собрать хороший урожай и зима должна была быть лёгкой, но все испортила вернувшаяся с венгерским войском Ефросинья. Она въезжала в город как хозяйка, глядя на боярскую думу словно перед ней была чернь.
- Рад твоему приезду - произнес Даниил, помогая матери спуститься с коня - Надолго?
- Навсегда - сверкнув глазами в сторону свиты сына ответила женщина - Андраш распорядился отодвинуть думу от тебя. Ему показалось, что ты ничего не решаешь, а в руках этих людей слишком много власти.
- И кто же ему такое в уши вложил? - хмурясь и отступая на пару шагов спросил Даниил.
- Не знаю. Ему виднее.
- Ему может и виднее, но земли принадлежат мне, а это значит...
- Земли принадлежат тому, кто их охраняет! - мать кивнула в сторону войска - Спорить с королем себе дороже.
- Я князь и мое слово стоит столько же сколько слово Андраша.
- Князь, князь - устав от споров с сыном произнесла женщина - Идём в дом, я замёрзла.
Дума за Ефросиньей в терем не пошла. Не нравилась боярам приехавшая женщина, они видели в ней врага. А когда венгры начали лютовать в городе, устраивая свои порядки и обдирать людей до нитки они решили, что такой князь им больше не нужен. Тайные гонцы были разосланы в несколько княжеств и получив ответ от Мстислава Немого бояре начали готовить заговор против Даниила. Сам ребенок думе нравился, они действительно считали, что при правильном воспитании из него получится хороший князь, но Ефросинья... Эту женщину терпеть было невозможно. Она будто нарочно делала так, чтоб народ ее ненавидел. Поднявшиеся вдвое налоги заставили крестьян голодать, а казна практически полностью была отправлена в Венгрию. Дружина была распущена, дума собиралась не чаще двух раз в месяц, а решения принятые на сходе, были лишь формальностью, без обязательного исполнения. Терпение было на исходе.
В одну из ночей в комнате Даниила появилась женщина. Она села рядом с кроватью князя и погладив его как в старые-добрые времена, по голове заговорила:
- Данилушка, свет мой, вставай касатик, беда на пороге.
- Няня - улыбнувшись во сне произнес ребенок - Ещё чуть-чуть, ты же добрая, скажи отцу...
В этот момент сон парня пропал и он резко открыл глаза, сел на кровати и потянулся за кинжалом.
- Стыдно Даниил свет Романович себя так вести. Кто ж старухе кинжалом грозит?
- Няня! Это правда ты! - мальчик обнял женщину и прижал так крепко, как мог. Именно с ней были связаны самые светлые и теплые воспоминания - Где ты так долго была? Куда пропала? Зажги свечу, я посмотреть на тебя хочу!
- Не время сейчас. Собирайся и мать буди. Поутру тебя в собственной постели умертвят, а княжье кресло другому отдадут.
- Что значит умертвят? Подай свечу!
Женщина повиновалась, и когда ее лицо озарило пламя, то мальчик в ужасе отпрянул от женщины.
- Не пугайся. Зла я тебе не причиню. Много лет назад твоя мать убить меня приказала.
- За что?
- За верность и преданность видимо. Я спасалась бегством. Убийца настиг меня на кухне, ударил кинжалом в живот и я упала головой в кипящий котел. Он подумал, что я умерла, но богу угодно было сохранить мою жизнь. На один глаз я ослепла, а вот второй еще видит. Монахини выходили меня, со временем приняла я постриг, да так и жила не выходя из монастыря и моля бога о твоём благополучии. А два дня назад приехал в нашу обитель Мстислав Немой, прибыл тайно и поселился в одном из домиков для паломников. Сегодня я ему еду приносила, да разговор с боярами подслушала. Бежать тебе надобно.
- Меня не тронут. Тут венгерское войско.
- Так и Мстислав не один пришел. С ним его войско и дружинники, которых твоя мать из Галичины прогнала. Уходить вам нужно, я путь из княжеской спальни знаю, через погреб и во двор храма.
- Прямо в руки к Мстиславу?
- Ему не до тебя сейчас. Он к терему едет. Дружина его ещё ночью, переодевшись в простую одежду в город ушла. Им нужно войско нейтрализовать. Да и кто тебя искать будет в логове врага?
- А не врешь ли ты мне? Не хочешь ли отомстить за свои увечья?
- Решать тебе. От себя скажу только одно - в том, что случилось я твою мать не виню, видно так богу угодно было.
Мальчик вздохнул, поднялся с кровати и одевшись пошел в комнату матери.
Продолжение здесь
Предыдущая глава здесь
Начало рассказа здесь (карта канала)