Найти в Дзене
Телеспутник

Производители и ретейлеры попросили смягчить нормы утилизации электронных отходов

фото: https://ru.123rf.com/
фото: https://ru.123rf.com/

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила письмо в Минприроды в связи с разработанными министерством параметрами утилизации отходов на 2024–2029 годы. Ведомство предлагает, в частности, в 2024 году установить норматив утилизации офисной техники на уровне 25 %, а затем повышать его на 10 процентных пунктов (п. п.) ежегодно вплоть до 75 % в 2029 году.

В России нет системы специального сбора электроники и ее компонентов на утилизацию, и достичь показателей, предложенных Минприроды, не представляется возможным, говорится в письме РАТЭК. Ассоциация предложила повышать норматив на 5 п. п. за год, до 50 % к 2029 году, пишет «Коммерсант».

Нереалистичным в РАТЭК считают и предложение увеличить утилизацию батарей и аккумуляторов до 80 % — в частности, из-за того, что «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) не способен обеспечить такой уровень «ввиду полного отсутствия инфраструктуры». Сбор отработанных батарей, который компании могут реализовать сами, тоже не позволит утилизировать 80 %, утверждают в РАТЭК, предлагая снизить показатель до 55 %.

В качестве одного из аргументов ассоциация приводит опыт Европы, который говорит о том, что нормативы сбора электронных отходов «не достигаются ни в одной стране ЕС».

В Минприроды сказали, что письмо ассоциации пока не поступало, а нормативы разработаны исходя из поручения президента Владимира Путина вдвое сократить долю захоронения мусора к 2030 году. В ФЭО не согласны с доводами ассоциации. Там подчеркнули, что основной объем отходов от батарей формирует население, их сбором занимается не оператор, а специализированные ИП и компании.

Ключевая часть расходов по сбору отработанных батарей это затраты на транспортировку до перерабатывающих заводов, и компании просто не готовы за это платить, пояснили эксперты.

Ранее сообщалось, что эксперт нашел в общественных повербанках «шпионские» микросхемы.