Продолжая дискуссию с Владимиром, который комментирует:
Православный оптимист: Христос посреди Нас!, у вас как то размыто, прочитайте у Пр. Петра Дамаскина, "Исчисление добродетелей", на мой взгляд вот истинные признаки обоженного человека.
Владимир, когда мы осознаем красоту Священного предания в деяниях Святых Вселенских Соборах, то спокойно относимся к множеству творений Святых Отцов, и их частным богословским мнениям.
Мы понимаем, что только то, что относится к Священному Преданию и Священному Писанию, Которое определено Вселенскими Соборами - только то нужно обязательно исполнить и учесть ВСЕ требования, повеления, совместить все наставления Книг Библии и Канонических Правил.
То же, что относиться ко всему корпусу Святоотеческих Творений, мы понимаем - это для дополнительной информации, которая была высказана в определенных условиях для определенных людей. И все эти высказывания не являются обязательными для выполнения.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
Апостол сказал очень емко и понятно.
О.Петр же исчислил энциклопедически все, что можно отнести к добродетелям. Т.е. то, что мы заставляем себя делать, и если не заставляем и не можем, значит мы недостойны Святого Духа, значит не боремся и прочее. В описании идеального христианина о. Петр привел следующие черты, достижения, результаты, свойства, делания и неделания. Всего набралось 228:
"Мудрость, целомудрие, мужество, праведность, вера, надежда, любовь, страх, благочестие, ведение, совет, крепость, разум, премудрость, сокрушение, плач, кротость, исследование Божественных Писаний, милостыня, чистота сердца, мир, терпение, воздержание, постоянство (твердое выдерживание), благое произволение, решимость, чувство, прилежание, утверждение себя в Боге, горячность, бодрость, теплота духа, поучение, старание, трезвенность, памятование, собранность мыслей, благоговение, стыд, стыдливость, раскаяние, удаление от злого, покаяние, обращение к Богу, сочетание со Христом, отречение от диавола, соблюдение заповедей, хранение души, чистота совести, память о смерти, болезнование душой, делание добра, труд, злострадание, пребывание в суровом, пост, бдение, алкание, жажда, довольство малым, довольство собою (то есть неутруждение других), соблюдение порядка, благоприличие, почтительность, нехвастливость, презрение имений, несребролюбие, отвержение житейского, подчинение, повиновение, благопокорливость, нищета, нестяжание, удаление от мира, отсечение хотений, отречение от себя самого, советование, великодушие, упразднение по Богу, безмолвие, обучение, лежание на голой земле, неумовение, предстояние, подвиг, внимание, сухоядение, нагота, изнурение тела, уединение, жизнь в пустыне, тихость, благодушие, смелость, благое дерзновение, Божественная ревность, горение, преуспеяние, юродство ради Христа, хранение ума, устроение нравственности, преподобие, девство, освящение, чистота тела, очищение души, чтение ради Христа, попечение о Божественном, познание, приспособительность, истинность, нелюбопытство, неосуждение, прощение долгов, управление, искусство (в обхождении), остроумие (в добре), уступчивость, правильное употребление вещей, понимание, быстрота ума (в добром), опытность, псалмопение, молитва, благодарение, исповедание, мольба, коленопреклонение, призывание, моление, прошение, ходатайство, песнопение, славословие, сознание, попечение, сетование, скорбение, печаль (по Богу), сожаление, рыдание, стенание, оплакивание, прискорбные слезы, умиление, молчание, взыскание Бога, плачевный вопль, беспопечение о всем, незлобие, нетщеславие, неславолюбие, простота души, сострадание, нелюбовь к выказыванию себя, благонравие, дела по естеству, дела превыше естества, братолюбие, единомыслие, общение о Боге, приятность, духовное устроение, тихость, прямота, незлобие, сговорчивость, неподдельность, простота, приветливость, благое беседование, благое делание, предпочитание ближнего, привязанность о Боге, добродетельный навык, беспрерывное прилежание, укорение (в добродетели), благоразумие, смирение, беспристрастие, щедрость, терпение, долготерпение, благость, доброта, рассуждение, удободоступность, обходительность, несмущение, ведение (духовное), наставление, твердое укрепление, прозрение, бесстрастие, духовная радость, твердое стояние, слезы разума, душевная слеза, Божественное желание, сострадание, милосердие, человеколюбие, чистота души, чистота ума, прозорливость, чистая молитва, неплененный помысл, твердость, укрепление души и тела, просвещение, восстановление души, ненавидение жизни, должное учение, благое желание смерти, младенчество во Христе, утверждение (ближнего), поучение (его), и увещание соразмерное и понудительное, похвальное изменение, восторг о Боге, совершенство во Христе, неложное просияние, Божественная любовь, восхищение ума, Божие вселение, боголюбие, внутреннее любомудрие, богословие, исповедничество, презрение смерти, святыня, исправление, совершенное здравие души, доброта ее, похвала от Бога, благодать, царство, сыноположение ,и чрез все двести двадцать восемь вместе усыновление (Пс. 81, 6; Иоан. 1, 12-13), то есть бытие человеку Богом, благодатию Даровавшего нам победу над страстями.
При этом теряется иерерахия. Непонятно, что главнее, что может и не быть, а что обязательно должно быть. Такой текст - идеальный образец того, что может исказить любое Евангельское учение, размыть, перетрясти и окончательно запутать ищущего Бога. А главное - поразить своей невыполнимостью.
Не проще ли сказать: Весь Бог, Весь Христос во Причастии. Причащаясь постоянно, часто, долго, мы обретаем Бога в Сердце. Господь в нас соделывает всяческие плоды Святого Духа. Основные из них: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).
Своим желанием максимально уточнить и унифицировать любые добродетели мы можем тем самым исключить то великое разнообразие в душах человеческих, которые может понимать только Господь. Поэтому мы ко Господу в причастии и припадаем. Это повеление Господа: ешьте, пейте.
Господь не усложнил, а максимально упростил соединение с Собою. Сделал этот процесс - обОжения настолько приятным и легким каким он только может быть для человека.
но враг рода человеческого проникая в среду христиан постоянно путает, переставляет, уводит нас от главного - от Всего Живого Воплощенного Христа - во Причастии и дает нам сумбурное и сверх-сложное награмождение разных деланий, состояний, и прочего. Заставляет нас испытывать вину за несоответствие, а через это управлять нами.
Христос же нас делает свободными. И поэтому я свободно и спокойно могу даже покритиковать о.Петра. Нужно еще разобраться, а писал ли он это? и так ли он это писал, и правильно ли перевели, а не было ли подлога или приписок?
Это мне не под силу, и чувствуя избыток информации, а не краткость как у Апостола Павла, мне проще и безопаснее для себя подставить под сомнение то, что я читаю. А также множество всего того, что уже прочитал, и что хранится на наших полках.
Для начала следовало бы нам ознакомиться с духовными правилами для мирян, которые вошли в Канонические Правила Вселенских Соборов. Там бы мы нашли то, что центральным местом в духовной жизни христианина является Евхаристия. У о. Петра же ни про соблюдение постоянства в Евхаристии, ни об изучении Канонических Правил нет ни слова.
ОбОжение - это не результат, не награда, а процесс - мы Причащаемся Христом, и в нас происходит обОжение, прекращаем постоянно причащаться, обОжение останавливается, и мирская суета и мирской дух покрывают тенетами то, что соделал в нас Христос за время Причащения.
Спасибо за дискуссию. Размышления и рассуждения о Причастии, о Христе - помогают поддерживать Приятого во Причастии Христа, и таким образом легче проводить время между Приобщениями Святых Христовых Тайн.
Христос Воскресе!